Вернуться на главную

Кубанский

Писатель

Ежемесячная литературно-просветительская газета Краснодарского краевого

 

Секция писателей-фантастов при Краснодарском отделении Союза писателей России

 

Наше интервью
Светлана Макарова: «Книги должны нести в себе и социальную значимость»

При Союзе писателей Кубани открывается секция писателей-фантастов

СМИ о нас:

И. Карасев, Просто фантастика // Российская газета Неделя Кубань, № 98, 3.05.2012

И. Фломенко, Кубанский казачий хоррор // Новая газета Кубани, №31, 03.05.2012

 

Писателей у нас на Кубани не то чтоб много, но, все -таки, хватает. А уж людей пишущих различные вещи и желающих издаться – и того больше. И далеко не все из них являются графоманами – многие могут написать что-то вполне читаемое, но к, сожалению, далеко не всегда имеют возможность издать. А те, кто могут – сталкиваются с иными проблемами. Не так давно Краснодарское региональное отделение Союза писателей России объявило о начале работы культурно-просветительского издательства «Кубанский писатель» над сериями «Поэзия Юга России» и «Проза Юга России».

– Собственно говоря это и не совсем издательство, – уточняет председатель правления Краснодарского отделения Союза писателей России Светлана Макарова, – просто наша организация решила помочь различных авторам запуская эти два проекта: серию книг по прозе и поэзии. Сейчас уже никого не удивишь, если автор за свой счет издал и две, и три, и пять книг. Однако зачастую, тексты не отсматривает даже корректор – не говоря уже о художественной редактуре. Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда автор издает книжку за свой счет, приносит нам, мы начинаем указывать на многочисленные стилистические ошибки, и человек буквально выходит из себя – ведь деньги-то по сути потрачены зря. Поэтому мы и начинаем проект по выпуску этих двух серий. Писатели из нашего Союза будут осуществлять художественную редактуру текста, верстка и корректура тоже будут под нашим наблюдением. Кроме того, договариваясь с типографиями об издании – мы уже сейчас выбираем те их них, где будут приемлемые для нас расценки.
Финансовый вопрос, конечно, всегда был и остается тут самым болезненным – сам проект по сути является коммерческим, издаваться будут авторы за свой счет. Но, конечно, не исключается и возможность спонсорской помощи – так уже в рамках проекта издан поэтический сборник Вячеслава Динеки «Сквозь тьму».
По словам Светланы Макаровой, в данном проекте Союз писателей станет проводить более либеральную политику по отношению к писателям, работающим в различных жанрах.
– До настоящего времени мы дистанцировались от писателей, работающих в жанрах фантастики и фэнтези. На сегодняшний день в Москве при нашем Союзе появилась секция писателей-фантастов, и мы также будем оказывать им поддержку – у нас в крае есть яркие, самобытнее авторы работающие в этом жанре.
Но хочу заявить однозначно – все, что несет разрушение, угрозу нравственности, нашей культуре, нашим традициям – все это мы пропускать не будем. Книги должны нести в себе и социальную значимость.

P.S.

Секцию писателей-фантастов при Краснодарском отделении Союза писателей России в марте 2012 года возглавил Иван Карасев.

Денис ШУЛЬГАТЫЙ,
корреспондент «Новой газеты Кубани»

Опубликовано в «Кубанском писателе», №1, 2000

 

 

У писателей появился «Клюфф»

В Краснодаре открылся клуб любителей фантастики и фэнтези

В литературной жизни Кубани наметилось некоторое оживление. Залог тому два события, которые произошли в самый канун майских празднеств. В Краснодарском отделении Союза писателей России появилась секция писателей-фантастов, а при краевой юношеской библиотеке им. И.Ф. Вараввы открылся Клуб любителей фантастики и фэнтези (сокращенно – «Клюфф»).

По словам организатора клуба, журналиста и писателя Маргариты Епатко, идея родилась спонтанно, в ходе встречи в рамках «Недели юношеской книги». Идею поддержало руководство библиотеки и кубанские писатели. Мероприятия будут проходить каждый месяц. В планах – зарегистрировать клуб на краевом уровне, провести конкурс на лучший фантастический рассказ среди начинающих литераторов и по его итогам выпустить сборник.

На минувшей неделе в стенах библиотеки любители фантастики встречали местную знаменитость – автора 17 романов, публикующегося в крупнейших столичных изданиях Влада Выставного. Читателям он больше известен по книгам, описывающим постакалиптическое будущее.

Думаю, что такие клубы возникают неслучайно и наблюдается это еще со времен СССР, – говорит Выставной. – Тяга читателя к фантастической литературе определяется самой ее сутью: фантастика – литература мечты, литература свободы. Молодые авторы неспроста тяготеют к этому жанру: мечтать для них естественно, как дышать. Они стремятся поразить читателя новыми идеями, поставить обществу новые цели. Не стоит забывать: многие достижения прогресса, которые нас окружают, были придуманы фантастами прошлых поколений.

Уверен, что у кубанских авторов есть все шансы добиться успеха на литературном поприще – спасибо некогда придуманному фантастами же Интернету. Путь к столичному издателю сейчас гораздо короче, чем еще несколько лет назад. Вопрос только в таланте и упорстве авторов (в которых я ничуть не сомневаюсь). Что же до перспектив фантастического жанра, факты говорят сами за себя: большая часть мировых (да и российских) бестселлеров на сегодняшний день – фантастика во всем многообразии ее поджанров, от «Гарри Потера» до «Сумерек». Но фантастика, прежде всего – привлекательная для читателя художественная форма. И уже от наших кубанских авторов зависит, каким идейным, духовным содержанием будет она наполнена.

Надо сказать, после «фантастического бума» 60-х, связанного с успехами страны в покорении космоса, жанр переживал взлеты и падения. Многие помнят, что в перестроечные годы в Краснодаре успешно работал клуб любителей фантастики «Стажеры», где проводили конкурсы и демонстрировали диковинные по тем временам зарубежные киноленты про киборгов и пришельцев.

Можно вспомнить самиздатовский журнал, фэнзин «Гея», где помимо фантастического «импорта» публиковались и местные авторы. В начале века в причерноморском поселке Новомихайловском дважды проходили фантсеминары, был даже выпущен солидным тиражом сборник «Этюд о взрослом гравилете», в издательстве «Советская Кубань» выходило несколько сборников зарубежной фантастики, переведенной членами клуба.

Последняя попытка организовать что-либо подобная была предпринята ныне покойным писателем-фантастом Алексеем Передереевым 11 лет назад на базе Краснодарской краевой общественной организации «Молодые писатели Кубани», а год спустя под редакцией Андрея Попова вышло несколько номеров литературного журнала фантастики «Ракетный корабль ГАГАРИН». Кстати, в нем печатались Павел Тычинкин (ныне пресс-секретарь мэра Краснодара), Александр Матюхин (сейчас успешно издается в Москве) и Лев Рыжков, который после закрытия скандально известного «Московского корреспондента» сейчас трудится в ежемесячнике «Местное самоуправление Кубани».

В 2009 году Союзами писателей России, Москвы и Крыма учреждено общественное объединение – Совет по фантастической и приключенческой литературе, который возглавил писатель-фантаст Виталий Пищенко. Одной из задач Совета является организация профессиональной работы с молодыми авторами-фантастами и приключенцами.

По словам Светланы Макаровой, с открытием секции писателей-фантастов Союз писателей станет проводить более либеральную политику по отношению к писателям, работающим в различных жанрах.

 – До настоящего времени мы дистанцировались от писателей, работающих в жанрах фантастики и фэнтези. На сегодняшний день в Москве при нашем Союзе появилась секция писателей-фантастов, и мы также будем оказывать им поддержку – у нас в крае есть яркие, самобытнее авторы работающие в этом жанре…

Как удалось узнать, для любителей фантастики будет создана страница на сайте Союза писателей Кубани. Интересно будет собрать максимум информации о всех писателях, писавших и пишущих в фантастическом жанре (а также о российских и заграничных фантастах, бывавших на Кубани) и провести изыскания о мифах и легендах, связанных так или иначе с Кубанью.

Кстати сказать, первая научно-фантастическая повесть кубанского автора Вячеслава Пальмана («Кратер Эршета») вышла в 1958. Другие, более поздние его работы, например, «Кольцо Сатаны» известны разве что библиоманам. В 1960 году, в журнале «Уральский следопыт» был опубликован рассказ Михаила Грешнова «Золотой лотос». (Так что, в следующем году исполнится 55 лет с момента выхода первой фантастической повести на Кубани).

Членов Союза писателей, пишущих или писавших фантастические произведения, можно по пальцам перечесть. Это Михаил Грешнов («Лицо фараона», «Эхо», «О чем говорят тюльпаны»), Игорь Ясинский («Тугая петля», «Синдром бешенства»).

В жанре научной фантастики писал Виктор Ротов, однако, насколько известно эти работы (например, рассказ «Оранжевое пятно») не были опубликованы.

В постперестроечный период в Краснодаре выходили фантастические книги Александра Плонского («Плюс-минус бесконечность», «Будни и мечты профессора Плотникова»), Игоря Исаева («Звездная цитадель»), Льва Рыжкова («Золотарь»).

 

Тем временем

По последним данным ВЦИОМ наиболее популярными жанрами для чтения среди россиян остаются классические приключенческие романы (26%), классика и «женский» детектив (по 25%). Любят читать зарубежные детективы 19% граждан, по 16% – современные романы об истории дореволюционной России, а также современную русскую и зарубежную литературу, 15% – «милицейские» детективы, по 14% – российские боевики и российские детективы, 13% – переводные любовные романы, 11% – поэзию. Книги жанра фэнтези предпочитают 10%, научную фантастику – 9%, фантастическую мистику и ужасы – 7%. Наконец, 6% предпочитают западные детективы-бестселлеры.

 

Цитаты:

«И в XIX веке научная достоверность некоторых исторических романов вызывала сомнение ученых, но определенных границ правдоподобия не переходил даже А. Дюма, соблюдали «правила игры» и советские «коммерческие историки» В. Пикуль и Ю. Семенов. Принципиальным критерием правдоподобия в этом случае следует считать тот факт, что читатели Загоскина и Пушкина, Толстого и Балашова воспринимали их текст как истинное описание событий и только квалифицированный историк мог выявить в нем неточности и подтасовки. В современном мейнстриме положение обратное: даже очень наивный писатель не воспримет как исторический факт фантастические версии В. Аксенова, Д. Быкова, В. Шарова или фантастику К. Бенедиктова и Ю. Бурносова. Поэтому объектом данного исследования стали два неравнозначных, но во многом сходных направления: современная историческая проза, которую условно можно отнести к постмодерну (произведения, публикуемые в литературных журналах, объект литературной критики и научного анализа) и историческая фантастика — новый популярный жанр масскульта, практически не рассматриваемый литературоведами. Или, говоря обобщенно, постмодернистский исторический дискурс и дискурс историко-фантастический».

Александр ЛОБИН, кандидат филологических наук, доцент УлГТУ (Ульяновск)

О путях развития исторической прозы в русской литературе начала XXI века.

 

«Участвуя в различного уровня библиотечных форумах, посвященных проблемам молодежного чтения, сталкиваешься с искренним беспокойством по поводу избирательности подростков. Фэнтези, фэнтези… Не приключения и даже не фантастика, а именно этот ублюдочный суррогат.

Увы, приходится признать, что нынешняя патриотическая литература современного молодого читателя интересует, как правило, весьма слабо. Почему? Она не отвечает культурным потребностям общества. Прежде всего, из-за своего мелкотемья».

В.В. ДВОРЦОВ (Москва),

Литературный процесс против литературного рынка

 

 

«Клюфф» в действии

Состоялось третье заседание краснодарского краевого Клуба любителей фантастики и фэнтези

М. Епатко представляет А. Попова.  

20 мая 2012 в Краснодаре прошло третье заседание краснодарского краевого Клуба любителей фантастики и фэнтези (КЛЮФФ), действующий при Краевой юношеской библиотеке им. И.Ф. Вараввы. Встреча поклонников фантастики была посвящена творчеству Стивена Кинга и судьбе жанра хоррор в России. Тон разговору на эту тему сразу задал Андрей Попов, редактор журнала «КиноPeople».

В беседе так же принимали участие писатели-фантасты, как Влад Выставной, Игорь Ясинский, Иван Карасев, Виктор Мальчевский, Иван Кротов, Маргарита Епатко.

КЛЮФФ объединяет зрителей, читателей и писателей фантастики, поэтому разговор о Стивене Кинге превратился в жаркую дискуссию: ведь и культовых книг у писателя много, и их экранизаций перевалило за две сотни. Участники встречи пришли к выводу, что творчество американского писателя уже давно не заключено лишь в рамках жанра ужасов, поэтому не столь сильная любовь россиян к хоррору никак не сказывается на популярности книг Кинга в России. Стивена Кинга любят читать миллионы, интеллигенты и домохозяйки, студенты и рабочие, каждый находит в книгах мастера свое.

В ходе встречи редактор «КиноPeople» Андрей Попов передал Краснодарской краевой юношеской библиотеке им. И.Ф. Вараввы последние номера журнала. Писатель Владислав Выставной презентовал библиотеке свои книги и рассказал о выходе нового романа «Штука».

Следующее заседание состоится в Краснодаре 24 июня в 17.00 на ул. Офицерская, 43. На его заседание приглашен один из лучших специалистов по творчеству Ф. Лавкрафта, ведущий журналист «Новой газеты Кубани», неоднократный победитель конурсов на лучший фантастический рассказ в стиле Р. Говарда Денис Шульгатый. Возможно он расскажет и про свою дипломную работу про истоки каннибализма в славянских мифах и сказках.

«КЛЮФФ» продолжает искать единомышленников, а потому планирует провести выездное заседание в Новороссийске в июле. Кроме того, одной из основных задач руководитель клуба Маргарита Епатко считает предоставление возможности для публикации писателям-фантастам. Поэтому уже на четвертом июньском заседании будет заявлен еще один конкурс для более опытных писателей.

Из основных тем стоит отметить создание на основе клуба общественной некоммерческой организации, куда вошли как писатели-фантасты, так и просто любители хороших книг. Клуб теперь уже официально возглавила Маргарита Епатко, заслуженный журналист Кубани, автор славянских и исторических романов-фэнтези. Кроме того, на заседании было объявлено сразу о двух конкурсах (для писателей и читателей). Так было объявлено о конкурсе на лучший рассказ среди начинающих писателей фантастов и фэнтезийщиков. Тематика рассказов - славянское фэнтези. Конкурс стартовал 20 мая и завершится 30 сентября. Объявление итогов в октябре. Будет выбрано пять лучших рассказов. Они войдут в сборник, который выйдет в ноябре-декабре этого года.

Итак, ежемесячный конкурс для читателей «Читай и выигрывай билеты в кино!»

Проводится он клубом «Клюфф» совместно с Краевой юношеской библиотекой им.И.Ф. Вараввы и сетью кинотеатров «Монитор».

Условия предельно просты: прийти в библиотеку, прочитать книгу по теме, ответить на три вопроса, выиграть пригласительный на двоих на фильм в сети кинотеатров «Монитор».

Конкурс ежемесячный – так что, шанс есть у каждого! Тем более что каждый месяц будет разыгрываться три пригласительных на двух человек.

За информацией по поводу очередной книги конкурса и тематическим вопросам обращайтесь в отдел абонемента в Краевой юношеской библиотеке (ул. Офицерская, 43).

Вручение билетов победителям будет происходить на очередном заседании клуба «Клюфф» в Краевой юношеской библиотеке представителем сети кинотеатров «Монитор».

Первый конкурс проводится с 20 мая по 20 июня. Вручение билетов трем победителям состоится 24 июня.

Вопросы к конкурсу по книге

Маргариты Епатко «Сын ведьмы»: Кем была мать Егора? Как звали друзей Егора и где они познакомились? Кем был двойник Егора и откуда он появился?

Литературный конкурс мини-рассказов молодых писателей «Славянское фэнтези»

 

 

 

«Клюфф» в Новороссийске

Состоялось первое выездное заседание краснодарского краевого Клуба любителей фантастики и фэнтези

  Маргарита Епатко и Людмила Шалагина.

Ветеран войны, штурман дальнего плавания, системный аналитик крупной корпорации, монах, журналист… Таких разных людей объединил 28 июля в Новороссийске Клуб любителей фантастики и фэнтези ("Клюфф"). Выездное заседание прошло в галерее «Прима-Юг», расположенной в центре города-героя.
Вначале с интересным и познавательным докладом выступил системный аналитик Каспийского трубопроводного консорциума Игорь Гаршин. Как человек давно увлекающийся историей, он рассказал неизвестные факты об Ахиллесе, родиной которого возможно была Тамань. Очень необычным был и рассказ об истории Цемесской бухты. Он подкреплялся картой, получить которую мечтал бы любой дайвер. Потому что Игорь обозначил на ней места, где с помощью приборов легко «вычислялись» древние храмы, которые теперь находятся под водой.
Руководитель творческого объединения «Русское слово» Лариса Довгая дополнила рассказ докладчика сообщением о мистических местах Новороссийска. В результате завязалась оживленная дискуссия, в ходе которой выяснилось, что этот южный город – настоящий клад для историков и археологов, и, разумеется, для писателей-фантастов.
Поскольку сюжеты здесь буквально лежат под ногами. Свою точку зрения высказал и отец Илларий, предпочитающий научной фантастике – фэнтези, и являющийся автором уже двух романов в этом жанре. Поделился своим мнением ветеран войны автор более чем тридцати книг Георгий Георгиевич Савенков. Несмотря на то, что уже давно перешагнул восьмидесятилетний рубеж, Георгий Георгиевич открыт всему новому и интересному. Председатель «Клюфф» Маргарита Епатко подвела итог заседанию, сообщив о проводящихся клубом конкурсах для писателей. В итоге гостеприимные новороссийцы предложили провести еще одно заседание клуба в их городе осенью.
"Клюфф" приносит благодарность галерее «Прима-Юг» и лично Людмиле Шалагиной за предоставленное помещение.

 

 

Лев РЫЖКОВ

Через нивы к звездам

Кубань... Если взглянуть на содержание местной литературы с высоты птичьего попета, что мы увидим? Бескрайние поля с симпатичными хлеборобами, борющимися то с нерадивым председателем, то с испорченным комбайном, то за урожай. Видим мы горы и лес. Там бородатые, неулыбчивые партизаны занимаются обычным своем ремеслом – пускают под откос поезда, выведывают фашистские тайны. А вот туманная дымка еще более давнего прошлого. Сквозь пелену столетий мудрый кобзарь поет на мове песнь о славных деяниях, а рядом усатые казаки посасывают люльки и роняют скупую мужскую слезу над задушевной песней.

Но что это у нас там, на горизонте? Что за странные конструкции, что за гравилеты? Что это за аморфные бесформенные существа шевелят щупальцами и пугаются разящих бластеров? И что, спрашивается, делают у нас, на патриархальной ниве кубанской литературы, инопланетные чудища?

Так откуда есть пошла на нашей земле фантастика и кто ею занимается?

 

Прошлое

Среда кубанских мастеров слова породила не так много фантастов. А известных в масштабах нашей страны – и того меньше. Это, прежде всего, Михаил Грешнов (1916-1994), стартовавший в славные 60-е. Его перу принадлежат десятки рассказов j (правда, не все из них фантастические), составивших одиннадцать сборников (один из них вышел на украинском языке). По жанру произведения Грешнова принадлежат к традиционной научной фантастике и отрабатывают ее основные темы – первый контакт, научные исследования, взаимоотношения людей и роботов.

Имя другого мэтра кубанской фантастики Александра Плонского, автора книг «Плюс-минус бесконечность» (1986) и «Будни и мечты профессора Плотникова» (1988), известно, пожалуй, только читателям энциклопедии фантастики под редакцией Вл. Гакова.

В целом, публикация фантастики на Кубани носила эпизодический характер и, кроме выше приведенных фамилий, вспомнить практически некого.

Интерес к фантастическому жанру по

явился на излете 80-х и связан он с деятельностью краснодарского клуба любителей фантастики «Стажеры». Основная программа клуба заключалась в просмотре фантастических фильмов, но не только. Все, кто потихоньку писал в стол что-то не совсем обычное, не укладывающееся в заданные рамки кубанской литературы, смогли наконец прочесть друг другу свои нетленки. Выходил самиздатовский журнал, фэнзин «Гея», где помимо фантастического «импорта» публиковались и особо выдающиеся произведения местных авторов.

В причерноморском поселке Новомихайловском дважды организовывались фантсеминары, куда приезжали солидные «раскрученные» авторы с московской и ленинградской пропиской. Был выпущен большим тиражом сборник «Этюд о взрослом гравилете». Правда, распродать весь тираж не удалось, но такова, увы, судьба литературных дебютов. Помимо этого лидеры клуба смогли покорить и такую, на первый взгляд, неприступную вершину, как издательство «Советская Кубань». Вначале оно выпустило несколько книжечек – сборников зарубежной фантастики, переведенной членами клуба. Однако не имея толковой спонсорской поддержки, ближе к середине девяностых хорошее начинание заглохло.

 

Настоящее

На сегодняшний день, хотя фантастика у нас и влачит полуподпольное существование, подобно злополучной краснодарской ливневке лишь иногда прорываясь на поверхность, писателей- фантастов у нас прибавляется. Вот лишь некоторые имена.

Номер первый – самый орденоносный и обласканный фантазер Кубани Андрей Щербак-Жуков. Постоянно проживает в Москве, на родине бывает лишь наскоками. Выпустил в столице книжку тиражом 500 экземпляров, получил за нее приз «Старт» как за лучший дебют года. Подрабатывает тем, что пишет вместе с маститым коллегой Сергеем Лукьяненко телесценарий «Ночной дозор», по мотивам одноименного романа. Будете в скором времени смотреть по ТВ, гордитесь!

Достаточно известны другие краснодарские фантасты, которые уже могут похвастаться изданными книгами. Это Игорь Ясинский, пишущий научную фантастику – автор вышедшего в 1997 году сборника повестей и рассказов «Тугая петля».

Игорь Исаев, работающий в жанре «космической оперы», чье наиболее значительное произведение называется «Звездная цитадель». Кроме этого романа он опубликовал несколько рассказов, затем отошел от литературной деятельности.

Алексей Передереев взял хороший старт, дебютировав сборником новелл

фэнтези «На обрыве сердца» (1999), и выпустил в прошлом году сразу две НФ книжки – «Крик над Эриданом» и «Тайна Бриллиана». Творчество А. Передереева многогранно – фантаст пишет сказки, космические боевики, ужасные истории и др. За десять лет творческой деятельности из под пера автора вышло более 60 рассказов и повестей.

Несколько в стороне от общего направления стоит творчество Ивана Карасева, пишущего как прозу, так и поэзию. В связи с тем, что И .Карасев, в первую очередь, поэт, его фантастика отличается ярким образным языком и выверенными текстами. Именно таковы рассказы, вошедшие в книгу «Выря» (1999) – это, по большому счету, литературные сказки, написанные под влиянием восточной философии и мифотворчества разных народов.

Всех выше перечисленных авторов можно смело назвать профессионалами: за каждое опубликованное произведение они получают гонорары.

Следующая группа авторов не имеет серьезных публикаций и пишет пока в стол.

Из Краснодара родом загадочная персона по имени Ула-Хо. В столичных фантастических тусовках этот писатель на хорошем счету, однако знакомством с ним похвастать могут немногие. Прочитать несколько рассказов загадочного краснодарца можно в Интернете на сайте www.rusf.ru (равно как и практически полное собрание сочинений уже упоминавшегося Щербака-Жукова).

Пишущую семейную пару Светлану и Евгения Захаровых, отличает как творческая плодовитость, так и незаурядное чувство юмора. Уже написана и ждет своего издателя пародийная фэнтези-трило- гия о временах короля Артура. Практически готов и еще один монументальный труд – трехтомная альтернативная история группы «Queen», где помимо зарубежных «суперстаров» Пола Маккартни, Элтона Джона и прочих действуют и российские рок-герои Цой, Кинчев, Шевчук.

Родственник и ученик Захаровых Александр Матюхин пишет не только юмористическую фантастику (под влиянием своих учителей), но и разрабатывает другие темы: мистические триллеры и НФ. Недавно молодой автор перешел от создания рассказов к более крупным вещам – в работе фэнтези «Гномовье» и ряд других романов.

Невероятно плодовитый юноша Иван Капустин. Несмотря на возраст, он написал уже два романа, без счета рассказов и повестей. Пишет фантастически быстро, правда, стилистически безукоризненные произведения пестрят прямо-таки кощунственными орфографическими ошибками. С молодым Иваном связана одна почти анекдотическая история: однажды он принес свои произведения на рецензию в местный Союз писателей. Хотя в краевом правлении СП фантастов, как правило, гонят взашей, произведение Капустина пришлось ветеранам пера по душе. Правда, самого автора принялись изобличать: не ты, мол, автор. «Как это не я?» – возмутился юноша, и на глазах у потрясенных мэтров написал целую главу. Те признали и преклонились. Но с тех пор гордый юноша в Союз писателей – ни ногой.

Легендарная личность краснодарского толкиндома Герман Брагин, конечно, если взялся за перо, то будет писать в основном фэнтези. В актив Брагина входит роман и несколько десятков рассказов.

Также к фантастике регулярно обращаются и другие литераторы: Ольга Веснина, Андрей Добросердов, Павел Тычинкин, Сергей Николаев, Наталья Володина. Они продолжают торить тяжкую тропу кубанской фантастики, не давая ей совсем уж зарасти.

(Прим. ред.: К сожалению, автор статьи по вполне понятным причинам «забыл» упомянуть о своей книге. Роман Льва Рыжкова «Золотарь» (1998), представляя собой причудливую фантасмагорию в духе Гофмана, пародирует готические романы и жанр героической фэнтези. На наш взгляд. «Золотарь» – лучшая из всех опубликованных книг кубанской фантастики, и жаль, что ее обошли вниманием. Возможно, здесь сыграла роль публикация романа в Краснодаре. Будь он опубликован в каком-нибудь центральном издательстве. наверняка. «Золотарь» попал бы в номинационные списки фантастических премий).

 

Будущее

Фантасты мечтают не о звездах, а о тиражах.

Общая ситуация, таким образом, вытанцовывается следующая. Официально никакой фантастики на Кубани не существует. Гуманоидам и бластерам не место среди кубанского жита. Авторы, пишущие фантастику, конечно же, талантливы в разной степени – кто-то больше, кто-то меньше. Объединяет их одно – реальная невозможность пробиться к читателю. Впрочем, даже если бы такая перспектива была и местные книжки легли на прилавки рядом с «Казачьими бандурами», ситуацию бы это не изменило. Ибо спрос на местную литературу у нас, увы, практически нулевой за некоторыми счастливыми исключениями.

И что же делать? Ведь наличие столичной прописки вряд ли коренным образом влияет на качество текста. А ведь на том же Западе все построено куда как умнее. Существует мощная сеть региональных издательств, пестующих и всячески раскручивающих своих авторов. И, как ни странно, там региональная литература приносит значительные дивиденды и издателям, и авторам.

Нам до чего-то подобного, понятное дело, еще идти и идти. Хотя умнеем потихоньку. Вот уже и российского производителя стали поддерживать. Когда-нибудь доживем и до поддержки регионального писателя. Хочется верить, что скоро...

Послесловие редакции: Упомянутые в статье фантасты проживают в Краснодаре, но это не говорит о том, что не скрипят перья в других кубанских городах. Мы просто о них не знаем.

 

Кубань овердрайв

Лев Рыжков, автор нашумевшего готического боевика "Золотарь", эмигрировал туда, где нас нет – и носит таперича гордое звание "московский журналист". Что же, как говорится, ни пуха ему, ни пера, но чтобы не вздумал забывать о тех коллегах, кто остался здесь!

Молодой фантаст с изрядным творческим потенциалом Иван Капустин, известный до селе как автор малой прозы, долго боролся со своим первым романом. И сделал то, чего от него ожидали – победил! Получилась своеобразная дань уважения кумирам Ивана – популярным фантастам Олди. Даже название Капустин выбрал, что называется," в тон" – "Не давайте мне имен". В целом

книга производит впечатление – это очередная альтернативная история, основанная на документальных свидетельствах идеологов Третьего Рейха, переполненная многочисленными отсылками и цитатами. Текст получился достойным. Поздравляем!

Захаровы, эти "негодяи от литературы", как окрестил их один местный критик, приступили к работе над третьим романом цикла "Артур и К°". По аналогии с первыми двумя, уже написанными, книгами ("Рыцарь и К0" и "Король и К°") финальная часть трилогии, относящейся к жанру юмористической фэнтези и повествующей о приключениях рыцарей Круглого стола, будет называться "Братья и К°".

Кроме того, закончена первая книга альтернативной истории группы "Куин". На очереди – следующая. Ждем-с!

Фантаст Александр Матюхин сейчас служит в армии, даже в Чечне побывал, но писательство не прекращает. Недавно от него было получено сообщение, что практически готовы два его дебютных романа (надо сказать, что до этого Александр работал исключительно в малом жанре, не решаясь браться за крупную форму). Один из них написан в жанре юмористической детективной фэнтези, а второй – чистая научная фантастика. Но и о рассказах Матюхин не забывает, на днях прислал нам в редакцию сразу четыре рассказа – один лучше другого. Правда, служба в "горячей точке" повлияла на мировоззрение писателя, и новые его работы окрашены в мрачные тона. Возвращайся, фантаст!

Герман Брагин, пожалуй, самый известный толкинист Кубани, закончил свой первый роман «Пожиратели крови», написанный в жанре героической фэнтези. Герой книги сражается не только с явными опасными врагами, но и с таинственной тенью, которая начала на него охоту. «Пожиратели крови» уже вызвали неподдельный интерес со стороны краснодарских издателей.

«Ракетный корабль ГАГАРИН», 2002, №2.

 

 

 


Смотрите по теме:

Архив материалов о движении любителей фантастики в России

Совет по фантастической и приключенческой литературе (при Союзе писателей России)

 

 

Вернуться в начало

Hosted by uCoz