Вернуться на главную

Кубанский                                                                                    №2

Писатель                                                                                                    февраль 2010

Ежемесячная литературно-просветительская газета Краснодарского краевого отделения Союза писателей России

 

Литературный запасник
АНАТОЛИЙ ИЛЬЯХОВ
Абракадабра

Краснодарское региональное отделение

Когда человек пишет слово, состоящее из совершенно случайных или неуместных в данном случае букв, говорят, что он написал абракадабру(лат. abracadabra, от греч. abrakos – обозначение божества + древнееврейское dabar – слово).

У древних греков существовало поверие, что таинственные слова, на-писанные в определенном порядке с выполнением специальных обрядов и произнесением священных молитв, могут помочь в излечении болезни или служить человеку «охранной» грамотой от возможных жизненных напастей. Это сейчас назвали бы «заговор» или, по меньшей мере, «каббалистическими знаками». Писалась абракадабра обычно в треугольнике, а особенно популярны были такие записи при излечении лихорадки, когда больному давали поносить на шее амулет в виде ладанки. Абракадабра в Грецию пришла из Вавилона и Передней Азии при соприкосновении с культурами совершенно иных цивилизаций, богатых на мистику, поэтому обряд исполнялся в совокупности с высшими таинствами, магией, вкупе с астрологическими знаниями, гаданием и народной медициной. Но абракадабру не отождествляли с чародейством, это произошло значительно позднее, с усилением влияния христианства на государственность. Тогда все, что относилось к магии, идентифицировалось с колдовством и беспощадно преследовалось.

Как правило, слово или текст, которые не должен был знать больной, носил смысл «искупительной» жертвы в отношении болезни или прочей беды, когда последние направлялись от человека по ложному следу. Слова писались жрецом на отрезке холстины или льна или жена хлебной корочке, прянике, бумаге, а больной, чтобы избавиться от напасти, должен был съесть их в известное время и с известными приемами. На русском языке это звучит примерно так: «азия, озия, елозия», или «пикус, пакус, лапакус» – это и есть абракадабра, записываемая в треугольнике. Лечение продолжалось столько дней, сколько букв было в слове; больному давали съесть корочку (или бумажку) с полным«заговоренным» словом, на другой день он съедал уже слово без начальной и конечной букв, и так продолжалось до тех пор, пока не оставалась конечная буква той абракадабры. Она тоже съедалась – и лечение заканчивалось. Как правило, успешно!

Помимо слов абракадабры применялась и другая талисманная формула, вроде: «sator arepo tenet opera rotas».Формулу записывали на бумажке три раза с молитвой в квадрате по схеме:«sator» – по верхней горизонтали и левой вертикали, потом опускались ниже на строчку и так же писали слово «rеpо», дальше по той же схеме, «rа»и, наконец, «s» оказывалось в правом нижнем углу. 

 

Читайте в новом номере:
 

ПОЭЗИЯ
Юрий Азаров

Член Союза писателей России,

председатель Кубанского землячества,

г. Москва.

Казачья песня

Казаки вы мои, казаки,

Мы корнями своими крепки!

Мы как пальцы державной руки,

Казаки.

Казаки вы мои удальцы,

Мы в труде и в бою молодцы!

Не затуплены наши клинки,

Казаки.

А казачки пригожи собой,

Подарить можно сердце любой.

И любого разбудит от спячки

Казачка.

Говорит одна казаку: −

«Мы поедем с тобой за реку.

В чистом поле устроишь ты скачки

С казачкой.

Будут радовать нас казачата,

Гарны хлопцы и красны девчата,

И не будет казацкому роду

Переводу».

Казаки вы мои, казаки,

Мы корнями своими крепки!

Мы как пальцы державной руки,

Казаки.

 

* * *

Пусть кто-то любит суету Арбата,

Им по Тверской пройти− нет выше дара,

А я навеки покорён когда-то

Уютным обликом окраин Краснодара.

Где по-старинному побеленные хаты,

Вдоль дворов фруктовые сады,

Тополя, как стройные солдаты,

В палисадниках роскошные цветы.

Там шаг один и ты уж в чистом поле,

В пшенице золотой по пояс.

«Какой простор! Какая воля!» −

Ликует в небе жаворонка голос.

Там каждый по прописке горожанин,

В душе станичник и казак лихой…

А впрочем, и москвич и парижанин

Не скажут, что их край плохой.

Живу в Москве, ценю красу Арбата

И ширь Тверской… без ощущенья дара.

Ведь я навеки покорён когда-то

Уютным обликом окраин Краснодара!

 

Из рожденья – в закат

Поезда, поезда…

За вокзалом вокзал…

«Мы в дороге всегда», −

Кто-то тихо сказал.

 

И качнулся в ответ

Нам плацкартный вагон: −

«Всем вам выдан билет

На один перегон.

Пусть с рожденья идёт,

Только разница в том, −

Кто-то раньше сойдёт,

Кто-то выйдет потом».

Перегон, перегон…

Время быстро летит!

Хорошо, что вагон

На пути не стоит,

Что колёса стучат,

Не скрипят тормоза

И вокруг не кричат: −

«Всё, давай, вылезай!

Поскорей выходи,

Твой закончен маршрут!».

Время есть впереди,

Коль вагоны везут.

Если светит звезда,

Не погас небосклон,

Дарят пусть поезда

Нам большой перегон.

Только жаль, что билет

Без возврата назад:

От рожденья в рассвет

И с рассвета – в закат

 

Новые книги                                                          
Цикало Ж.Е. Малиновые россыпи. – Таганрог: изд-во «Нюанс», 2009. – 178 с., ил.
Четвёртый сборник стихов Жанны Евгеньевны Цикало издан в канун 215-летия восхождения Запорожских казаков на Кубанские земли, в том числе её родной станицы Медвёдовской. В него включены гимны, песни, лирические стихотворения, басни. Центральное место занимает поэма «По дорогам войны», написанная по фронтовому дневнику лейтенанта Игната Ивановича Ушмодина. Соблюдая точную хронологию дней и событий, описанных в дневнике, автор поэмы рассказывает читателям о дорогах войны, по которым прошёл лейтенант.

Вновь мечтая, иду наугад
За малиновой далью рассвета.
Там моё соловьиное лето
И прощальной поры листопад.

Так же клонится к речке ветла,
Та же зыбь отраженью помеха.
Провожала далёкое эхо,
То, которым сама я была.
Продолжение вьётся тропой,
Чью-то молодость, счастье лелея.
Может тоже признаться не смея
В своих чувствах любви непростой.
Вновь мечтая, иду наугад
За малиновой далью рассвета.
Тишь вокруг, никакого ответа,
Но зато есть дорога назад.

 

Леликов Г.А. – «Переливы»– сборник стихотворений – Издательство литературного фонда России «Донской писатель» – Ростов-на-Дону– 2009г – 112 стр.

«Русский народ – самый рифмующий в мире. Не случайно у нас такой песенный и частушечный фольклор. Автор этого сборника стихов – большой любитель и собиратель фольклора, сам сочинил немало частушек и песен… – пишет Валерий Клебанов, поэт, лауреат литературной премии им. Александра Невского. Очень похвально, что Геннадий Алексеевич относится к своему творчеству очень серьёзно и адекватно, что и побудило его к более профессиональной работе над словом. Хочется пожелать ему на этом нелёгком пути дальнейших успехов».

 

Утро
Земля, проснувшись,
Причесала ивы,
Рассыпала по травам
Жемчуга.
И потекли
Пернатых переливы,
Очаровав
Опушки и луга.
Стада пошли
С мычаньем
К водопою:
Мир ожил,
Он ликует и звенит,
А солнышко,
Небесною тропою
Величественно
Входит в свой зенит.

 

Коваленко И. Струны души: стихи и проза \ – Краснодар:«Раритеты Кубани», 2009. 104 с.

«Поэзии Ирины Коваленко присущ особый внутренний свет– свет доброты и тепла, освещающий мир её лирической героини». Людмила Зайцева, член Союза российских писателей. Ирина Михайловна Коваленко, врач-невролог: «Когда видишь, в какое отчаянное положение может попасть человек в следствие болезни или жизненных обстоятельств, совершенно по-другому расцениваешь невероятное счастье – просто жить, ходить, любить. И дорожишь им особенно».

В твоих глазах бездонных незнакомка,
Печаль веков и света глубина.
Жизнь донесла до нынешних потомков
Прекрасный образ твой сквозь вр емена.
О чём мечтала ты? Застыл небрежно
Твой стиль в руке, готов ответить он
На восковой пластинке рифмой нежной
Тому, кто навсегда в тебя влюблён.
Хотелось знать бы: на пороге бездны
Успела стать ты матерью, женой
Или осталась навсегда невестой,
Трагически окончив путь земной?
Но как бы не сложилось, эталоном
Нетленной юной женской красоты
Далёких дней
на мир ракет и клонов
С остатков фрески грустно смотришь ты.

 

Hosted by uCoz