Кубанский №2 Писатель февраль 2010 Ежемесячная литературно-просветительская газета Краснодарского краевого отделения Союза писателей России |
Литературный
запасник Когда человек пишет слово, состоящее из совершенно случайных или неуместных в данном случае букв, говорят, что он написал абракадабру(лат. abracadabra, от греч. abrakos – обозначение божества + древнееврейское dabar – слово). У древних греков существовало поверие, что таинственные слова, на-писанные в определенном порядке с выполнением специальных обрядов и произнесением священных молитв, могут помочь в излечении болезни или служить человеку «охранной» грамотой от возможных жизненных напастей. Это сейчас назвали бы «заговор» или, по меньшей мере, «каббалистическими знаками». Писалась абракадабра обычно в треугольнике, а особенно популярны были такие записи при излечении лихорадки, когда больному давали поносить на шее амулет в виде ладанки. Абракадабра в Грецию пришла из Вавилона и Передней Азии при соприкосновении с культурами совершенно иных цивилизаций, богатых на мистику, поэтому обряд исполнялся в совокупности с высшими таинствами, магией, вкупе с астрологическими знаниями, гаданием и народной медициной. Но абракадабру не отождествляли с чародейством, это произошло значительно позднее, с усилением влияния христианства на государственность. Тогда все, что относилось к магии, идентифицировалось с колдовством и беспощадно преследовалось. Как правило, слово или текст, которые не должен был знать больной, носил смысл «искупительной» жертвы в отношении болезни или прочей беды, когда последние направлялись от человека по ложному следу. Слова писались жрецом на отрезке холстины или льна или жена хлебной корочке, прянике, бумаге, а больной, чтобы избавиться от напасти, должен был съесть их в известное время и с известными приемами. На русском языке это звучит примерно так: «азия, озия, елозия», или «пикус, пакус, лапакус» – это и есть абракадабра, записываемая в треугольнике. Лечение продолжалось столько дней, сколько букв было в слове; больному давали съесть корочку (или бумажку) с полным«заговоренным» словом, на другой день он съедал уже слово без начальной и конечной букв, и так продолжалось до тех пор, пока не оставалась конечная буква той абракадабры. Она тоже съедалась – и лечение заканчивалось. Как правило, успешно! Помимо слов абракадабры применялась и другая талисманная формула, вроде: «sator arepo tenet opera rotas».Формулу записывали на бумажке три раза с молитвой в квадрате по схеме:«sator» – по верхней горизонтали и левой вертикали, потом опускались ниже на строчку и так же писали слово «rеpо», дальше по той же схеме, «rа»и, наконец, «s» оказывалось в правом нижнем углу.
Читайте в новом номере: |
ПОЭЗИЯ Член Союза писателей России, председатель Кубанского землячества, г. Москва.
Новые книги
Вновь
мечтая, иду наугад
Так же
клонится к речке ветла,
Леликов Г.А. – «Переливы»– сборник стихотворений – Издательство литературного фонда России «Донской писатель» – Ростов-на-Дону– 2009г – 112 стр. «Русский народ – самый рифмующий в мире. Не случайно у нас такой песенный и частушечный фольклор. Автор этого сборника стихов – большой любитель и собиратель фольклора, сам сочинил немало частушек и песен… – пишет Валерий Клебанов, поэт, лауреат литературной премии им. Александра Невского. Очень похвально, что Геннадий Алексеевич относится к своему творчеству очень серьёзно и адекватно, что и побудило его к более профессиональной работе над словом. Хочется пожелать ему на этом нелёгком пути дальнейших успехов».
Утро
Коваленко И. Струны души: стихи и проза \ – Краснодар:«Раритеты Кубани», 2009. 104 с. «Поэзии Ирины Коваленко присущ особый внутренний свет– свет доброты и тепла, освещающий мир её лирической героини». Людмила Зайцева, член Союза российских писателей. Ирина Михайловна Коваленко, врач-невролог: «Когда видишь, в какое отчаянное положение может попасть человек в следствие болезни или жизненных обстоятельств, совершенно по-другому расцениваешь невероятное счастье – просто жить, ходить, любить. И дорожишь им особенно».
В твоих глазах
бездонных незнакомка, |