Вернуться на главную

Кубанский                                                                                            №6

Писатель                                                                                                                февраль 2010

Ежемесячная литературно-просветительская газета Краснодарского краевого

 

Особон мнение

ИВАН БОЙКО

Проникновение в современность

 

Я не знаю другого произведения в новейшей литературе, в котором бы так глубоко было показано проникновение в жизнь людей, как это представлено в романе кубанского писателя Николая Зосимова «Батя». В центре произведения - семья Тарасовых: владелец шхуны «Лаба» Денис Романович, занятый серьезным бизнесом, и врач Валентина Богдановна, как бы для контраста с мужем, бескорыстно лечащая на дому попавших в беду земляков, и их взрослые сыновья - капитан шхуны Геннадий и его братья, проторяющие дорогу в капиталистический мир вслед за отцом.

Многоплановый роман охватывает чуть ли не все сферы жизни человека ­житейскую, идеологическую, технологическую, судебную, межгосударственную, структурную. Вникает во все стороны жизни героев - семейную, социальную, коммерческую, интимную. По своему строению и сюжетным ходам произведение напоминает авантюрно-приключенческое. Но глубина картин и всесторонний анализ героев позволяют его считать художественным. Высоко художественным! Чтобы выявить надлежаще положительные и отрицательные качества рассматриваемой вещи, требуется не одна монография. Потому свою статью я предлагаю читателям как завязку при обсуждении романа заинтересованными писателями, журналистами, издателями.

Главный герой романа Денис Романович Тарасов - большая удача талантливого прозаика. Этот образ - явный прорыв в отечественной литературе к обобщающим типам русского народа в сегодняшнее непростое время. Человек умный, обладающий редкостным инстинктом предвидения, Денис Романович, которого величают Батей не только сыновья и родственники, но и все, кто поддерживает взятое им направление, не неудачник. Экономист по образованию, он и в советскую пору успешно руководил хозяйством. Тяжело пережив разрушение торпедированного Западом Советского Союза, он с великим трудом добывает первоначальный капитал для приобретения шхуны. И, оценив возможности своего рода, он сколотил из родственников «морскую артель» для перевозок из одного государства в другое дорогих грузов, дабы добыть серьезный капитал. И сколько же пришлось пережить «семейному» экипажу?! Не однажды матросы выстояли в Антильских штормах. Отразили не одно разбойничье нападение пиратов, тайно разместивших в зафрахтованном грузе огромное количество наркотиков и внедривших в русский экипаж своих подельщиков. Выдержать международные суды по американским законам, когда профессионалы-дельцы устремлены приговорить невиновных людей к смертной казни. Чтобы нажиться на их корабле, на их грузе, на их подвижническом труде. А российские власти палец о палец не ударили, чтобы выручить своих граждан. Это убедительно показано в первой книге романа - «Двойной фрахт».

Во всех ситуациях, и в преодолении шторма, и в морских сражениях с пиратами, и в судебных тяжбах с современными дельцами (прокурор Форстер, подсудимый мафиозный Торрентес), Бате помогают его природный ум, смекалка, армейская выучка, приобретенные навигационные, технические, психологические знания, спаянность коллектива. Но выстоять, особенно в судебных разбирательствах, экипажу помогают честные люди из других стран: американский офицер (Ричард Стивенсон), присяжные поверенные (миссис Осборн и Гильберт), грек адвокат Григори. И в особенности - руководитель крупного разведывательно-юридического управления США Мэйсон, обладающий в своей стране непререкаемым авторитетом, глубочайшими знаниями в своей сфере, огромными служебными возможностями, опытом и редкостной человечностью. Не удивительно, что Денис Романович станет помогать управлению Мэйсона своими возможностями. А Мэйсон, в свою очередь, поспособствует перевести крупные суммы с различных банковских счетов главарей наркомафии на счета Тарасова. То есть американец таким своим шагом будет способствовать возрождению России. Ибо, как показано во второй книге романа Альбинос», создав свою строительную корабельную фирму, Тарасов пустит накопленный праведными и неправедными путями капитал на восстановление обанкроченных краснодарских сельскохозпредприятий, на строительство жилых и административных домов на родной Кубани. И здесь раскрывается название второй книги романа - «Альбинос». Как известно, нонишние «новые русские», «новые армяне» и т.д. вывозят награбленные капиталы из России, строят замки на Канарах, на Кипре, в Лондоне, а он, Денис Тарасов, Батя, удивляя и радуя тружеников и еще больше озлобляя ненавидящих его проходимцев всех мастей, вкладывает заработанный своим трудом капитал в возрождение Родины.

Вторым по значению для развития сюжета произведения выступает старший сын Тарасова - Геннадий, капитан шхуны «Лаба», а потом и баркантины «Никея», переделанной при ремонте, для дезориентации наркомафии, из шхуны. Геннадий порядком поплавал по морям-океанам еще до работы с отцом. Однако Батя для него непререкаемый авторитет. Иногда он, для видимости, возражает отцу; но, однако, учится у него в каждой мелочи. Человек не сладкой личной жизни, капитан влюбляется в дочь американского миллиардера Кэт, внедренную на шхуну «Лаба» наркомафией, дабы передать работающим уже на судне бандитам оружие для уничтожения экипажа. Судьба Кэт потрясает. Ее обманным путем привлекли в банду. Несчастная дочь миллиардера не только полюбит Геннадия. Но и, преодолев страх перед бандитами, выступит на стороне русских на суде.

Во время ремонта судна мафии удается поставить уже на барконтину тайный прибор для пеленгации корабля. Пираты снова нападают на судно. И русские моряки вновь побеждают. Благодаря своим качествам. Кэт ухаживает за раненым капитаном, которого любяще величает «морским волком». И, несмотря на возражения родителей­миллиардеров, выходит за него замуж. У них рождается сын, которого они называют именем спасшего ее во время шторма Бати - Денисом. И он растет продолжателем фирмы американских миллиардеров «Братья Бэннет», Дениска. И оба дедушки, американец и русский, в нем души не чают. Описания сцен с ребенком изумительны. Эта линия - Кэт и Геннадий - напоминает мопассановскую, когда простой французский парень, Милый Друг, чтобы овладеть парижской прессой, женится на дочери хозяина парижских газет.

Многих своих героев автор показывает как подлинный художник слова. Скульптурно вылеплены юрист Мэйсон, прокурор Форстер, миссис Элен и мистер Джеймс Бэннет, златокудрая красавица Кэт, братья пираты Родригесы, их подружка Люсия. Запоминается хитрый банкир Самуэль с его своеобразным языком: «Что вы себе говорите?» Хотя ему отведены всего полторы страницы. Рельефен глава армянской мафии Саркис, вытесняющей аборигенов с родной земли. Он нагло заявляет коренному кубанцу Тарасову: «Ты явился на мою (1) территорию, завладел комбинатом, а он должен быть мойl» Завязывается война за землю, за настроенные при советской власти предприятия. Каждый, кто считает себя «хозяином», выставляет профессиональных убийц (киллеров). Идет современная гражданская бойня. Показана жизнь какая она есть: от действующих президентов - Буша, Ельцина, Путина до кубанского Батьки Кондрата.

Отметим еще одну сторону талантливого произведения - символику. Через все повествование ведущим символом проходит слово «Батя». Как уже говорили, именем Тарасова-старшего назван только что родившийся продолжатель фирмы «Братья Бэннеты». Именем жены Тарасова названа новая океанская яхта - «Валентина», на которой возвращается домой, в бухту Геленджик, Батя со своими сыновьями и племянниками. Читатель радуется: никакие бури и войны не возьмут нашу Родину! Валентина Богдановна, вместе с сестрой и матерью, встречает своего просоленного в океанах мужа, своих сыновей, племянников. Но... нанятый «новым хозяином» киллер из оптической винтовки убивает Батю и его сына Григория на подходе «Валентины» к родному берегу. Очень знаменательно: погибают борец за родное Отечество - Денис Тарасов, Батя, не брезгующий никаким делом во имя возрождения своего Отечества, и юноша, душа которого не принимает никакого стяжательства, даже деяний Бати. Он собирается уйти из «хищнической жизни» в монастырь по приезду домой! Великолепная концовка. Автор заставляет читателя должным образом задуматься о жизни, о трагедии России, о сегодняшних задачах каждого думающего человека динамике повествования и ритмика каждого перехода. «Буксир вытащил груженую «Никею» из толчеи мутной гавани Кеппел в просторную синь Сингапурского пролива». «Чиновник был значителен, строг и вальяжен». «Через пару минут в кабинет вошел зрелый русоволосый мужчина. Тот самый таксист». Сравнения редки и новы для восприятия: «А главный виновник - вот он, свеж и чист, как омытое росой румяное яблоко». Никаких языковых украшений! никаких избитостей!

Но не могу не отметить перегруженность произведения морскими терминами.

Особенно - в речи героев. Нельзя не отметить и неровность текста. Главы, посвященные возрождению кубанского предприятия, написаны слабее, нежели морские темы, темы суда, которые заставляют вспомнить толстовские картины суда. Иные эпизоды вызывают даже неприятие симпатичного главного героя, «с наскока» поднимающего разрушенное производство: «Пусть будет довольна, что мы не возбудили против нее и бывшего директора уголовное преследование». А виновница банкротства «ездит на «ауди», пальцы в золотых кольцах и перстнях, золотые сережки с камешками. Выходит, все абрамовичи, березовские, дерипаски и их защитники выйдут «сухими из воды»? Нет, такого не бывает!

Есть и другие недостатки оригинального произведения. Скажем, однотипны описания  интимных сцен у различных героев в первом томе. Написаны сцены сильно; но для развития сюжета они ничего не прибавляют. А во второй книге секс в семье мулатов до неловкости перегружен (за одни сутки - интим с матерью и двумя дочерьми - поочередно и вперемежку). Автор статьи не ханжа. Но для чего эта «клубничка»? Для развития сюжета достаточно было  знакомства с данной семьей. Либо надо добавить дозированной философии, дабы противопоставить «собачьим инстинктам» православную семью.

В заключение краткой статьи замечу: роман Николая Зосимова представляется нам как серьезное явление в кубанской литературе. Николай Никитович в своем послесловии рассказал, как было создано произведение. Автор беседовал с прототипами своих героев. Изучил бездну документов, справочной литературы. По морским вопросам консультировал его сын, капитан дальнего плавания. Я убежден так же и в том, что создать серьезное современное произведение автору помогла его профессия журналиста.

И главное, то, что одаренный художник слова опирался на вершинные достижения

отечественной и зарубежной классики. Искренне поздравляю коллег с рождением

серьезного про изведения и с появлением нового хорошего русского писателя!

Верю: при надлежащем внимании собратьев по перу к новым произведениям литературы роман нашего земляка Николая Зосимова «Батя» заставит задуматься каждого читателя!

 

 

Вернуться в начало

Hosted by uCoz