"Це ль поэзии — полезная правда". Поль Элюар

Кубанский №6 (49)

Писатель июнь 2011

Ежемесячная литературно-просветительская газета Краснодарского краевого

Выходит с 23 мая 2008 года

 ОБНОВЛЕН 22 МАЯ 2011
О СоюзеГазета «Кубанский писатель»Биографии писателейСписок писателейПолемика

Стихи Нелли ВАСИЛИНИНОЙ

Мне право на спокойствие
Дал возраст.
Как будто снова начинаю
Жить.
Уже уходит из души
Тревожность.
Уже немногое
Способно устрашить.
Уже в характере
Нет прежнего металла.
От сожалений прошлых –
Ни следа.
Тому, что не сбылось,
О чём мечтала,
Теперь
Уже не сбыться никогда...
Но, как и прежде,
Солнце ярко светит
И ветер веет,
И листва шумит,
Душа
Ещё ликует на рассвете,
Ей стал дороже
Каждый новый миг.

 

Поздравляем
Вячеславу Динеке, члену Союза писателей России, присуждена премии администрации Краснодарского края имени Епистимии Федоровны Степановой за значительный личный вклад в патриотическое воспитание населения.

 

«Всеславины» в Марьянской

В библиотеке станицы Марьянской состоялся своеобразный «урок поэзии» с участниками литобъединения «Всеславины» и школьниками средней школы № 8 ст. Марьянской. Присутствовали увлеченные поэзией дети, учащиеся 8-11 классов. Со вступительным словом выступила работник библиотеки. Затем встреча проходила в свободном режиме. Особый акцент был поставлен на приближающемся празднике победы в Великой Отечественной.

Стихи читали вразнобой, на разные темы. Самое главное у детей светились глаза! Они искренне переживали и смеялись. Встреча удалась на славу. Осенью планируются еще встречи со школьниками.

 

«Сербско-русский круг»

В музее Маяковского в Москве прошел литературно-музыкальный вечер, организованный альманахом «Сербско-русский круг», московским издательством «Вахазар» и белградским издательством «ИГАМ». Директор и главный редактор издательства «Вахазар» Андрей Базилевский. Он рассказал о большой роли литературы и, в частности, поэзии, в укреплении связей между нашими народами.

Среди выступавших были поэты-переводчики сербской поэзии: Жанна Перковская, Екатерина Польгуева, Людмила Барыкина, Майя Коренева, публицист Ольга Гарбуз. Звучала музыка в исполнении сербского гусляра Миломира Требишанина, сербские и русские песни исполнил сербско-русский дуэт Драгомир и Светлана Драгович. В вечере приняла участие поэт и переводчик Любовь Галицкая. Она рассказала, что приехала с Кубани, из Темрюка. Прочитала недавно написанные стихи о событии в Сербии «Предательство», а также стихи, посвященные Косово. Выступление было принято очень тепло.

 

И наступило вдохновение…

В мае в Армавире состоялась встреча с председателем Краснодарского регионального отделения Союза писателей России Светланой Макаровой и членом правления КРО СПР, поэтом Любовью Мирошниковой. На встречу с армавирскими читателями приехал и молодой писатель из Ростова-на-Дону Вадим Селин.

Этой встрече предшествовала большая подготовительная работа. Директор муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» Ольга Нефедова, заместитель директора по работе с юношеством Римма Барсегян и заведующая отделом массовой работы Татьяна Минина провели много мероприятий в рамках краевой библиотечной программы «Они писатели твои, Кубань!», которая действовала в течение двух лет. Целью конкурса было знакомство учащихся, молодежи с кубанскими писателями: современными и прошлых столетий. Хотелось показать какой колорит носит эта литература, разнообразие литературных приемов, художественных образов, созданных нашими земляками..

Финалом стал творческий конкурс «И наступило вдохновение», который проходил в два этапа, и вечер встречи с писателями «Литература сближает», где присутствующие смогли уже не по рассказам, а непосредственно пообщаться с ними, задать вопросы. И вот самый торжественный момент – награждение призеров и участников литературного конкурса «И наступило вдохновение». Волновались и участники и организаторы, потому что в нашем городе такое признание молодых талантов происходило впервые. Все номинанты получили рецензии, написанные профессиональными литераторами, 9 человек получили грамоты призеров конкурса, а 11 человек – сертификат участника. Награды и подарки вручала Светлана Макарова, а Вадим Селин подарил каждому свои книги. Общение с писателями продолжилось в уже неформальной обстановке: беседы, автографы, фото на память.

Осталось лишь одно пожелание – встречаться чаще.

З. Катуржевская

 

 

 

 

 

Скачать номер:
№6 2011 PDF (1,24 Мб)

 

 

 

Читайте в новом номере:

 

ЮБИЛЕЙ

Нелли ВАСИЛИНИНА:

«…Какие мы – такое и наше счастье»

В предъюбилейные дни мы пригласили в редакцию газеты «Кубанский писатель» Нелли Тимофеевну Василинину, известного кубанского поэта, лауреата премии им. А. Знаменского, автора поэтических сборников, изданных в Москве и Краснодаре, чтобы задать вопросы, присланные нашими читателями:

– Нелли, у Вас большая творческая биография. Вы начинали творить, как дизайнер, а стали поэтом. Как Вы думаете, поэтами рождаются или становятся?

Я уверена, что поэтами рождаются.

– Все мы родом из детства. У Вас такие трогательные стихи о маме, строго ли Вас воспитывали?

Я родилась в первые дни войны в селе Артомово Омской области, куда маму, Зою Васильевну Панину, направили на работу после окончания лесотехнического техникума. Мама выросла в деревне Новинской на Волге, в большой крестьянской семье. Мой дедушка, Василий Андреевич, был бондарем, делал и возил на продажу в город деревянные бочки. Бабушка, Екатерина Павловна, управлялась дома с ребятишками, их было шестеро. Мама рассказывала, что уже с 11 лет ей пришлось трудиться. Дети в деревне воспитывались трудом, самим укладом жизни и быта.

Досталась я своей маме нелегко – родилась богатыршей. Первой моей нянькой был дедушка, потому что время было военное, отца мобилизовали на фронт, маме сразу пришлось выйти на работу. И позже она всегда была занята. Это было поколение настоящих коммунистов, честных и бескорыстных.

Моего воспитания, как такового, пожалуй, и не было. Если не считать того, что называют личным примером. Но попытки, помнится, были…

Как установили ученые, только 20% свойств характера поддаются корректировке, остальные 80% – незыблемый монолит наследственности. Независимостью характера, думается, я пошла в отца, Тимофея Иосифовича. Рано оставшись без родителей, он не смог стать настоящим главой семьи и оставил нас, когда я закончила первый класс. Это было уже в Краснодаре, куда мы переехали. Он забрал моих сводных брата и сестру, Шуру и Рину, и уехал в Крым в поисках лучшей доли. Нашей большой семье из восьми человек, к нам еще в Сибири присоединилась мамина сестра Тоня, действительно приходилось туго в одной маленькой комнатенке. Время голодное, все трудились, кто, как мог – это, наверное, и было воспитанием: всегда что-то делать, чтобы выжить. Оглядываясь назад и подводя итоги, я вижу, что давать полную свободу подрастающему, еще не ставшему личностью человеку нельзя. Для его же блага в будущем. Взрослому, конечно, легче устраниться со словами: «Ой, боюсь вмешиваться, а то потом дочь (сын) обвинит, что помешала сделать то и то-то». Но насколько было бы лучше, если бы родители, твердо уверенные в правоте дела, вмешивались, чтобы потом не услышать укоризненное: « Эх, мама, ты же знала, а не остановила меня…»

В последние годы маминой жизни, а ее не стало в 1986 году, когда уже не было бабушки и маминой сестры, мы очень сблизились, много времени проводили вместе и если б мне задали вопрос: «С кем из людей, живших в любое время, вам хотелось бы поговорить?» я бы сразу ответила: « С мамой».

– Вы рассказали о своих близких и родных людях. А назовите любимых писателей и поэтов, возможно, они участвовали в Вашем воспитании?

– Поскольку я со школьных лет много читала, то и многие имена не уходят из памяти. Они, несомненно, оказали влияние на становление моего характера, формирование жизненных принципов, на мировосприятие в целом. Любимыми можно назвать тех, кто затронул в душе самое глубинное, чем-то особенно запомнился.

Начну с поэтов. Но не с Пушкина, Лермонтова, Есенина – это, как говорится, впитано с молоком матери. Я еще не писала стихов (а случилось это только в 38 лет), но прочитала тоненькую книжечку Тютчева, переписала целиком, так как нужно было отдавать ее, и она стала моей первой настольной книгой. А следом потянулась вереница замечательных поэтов, назову хотя бы некоторых: Николай Рубцов, Алексей Прасолов, Мария Петровых (подруга Анны Ахматовой, и на мой взгляд, как поэт она интереснее), Владимир Соколов, Давид Самойлов, Елизавета Стюарт (из Новосибирска, необыкновенно талантливая и несправедливо забытая), Василий Федоров, Борис Чичибабин (великолепный мастер рифмы), Николай Ушаков (это ему принадлежат вещие слова о поэзии: « Чем продолжительней молчанье, тем удивительнее речь»).

Можно продолжать и продолжать этот перечень, пополняя его, может быть, не такими известными именами, но все они были моими незримыми Учителями и уже поэтому – любимыми.

Из прозаиков тоже хочется назвать многих, но ограничусь некоторыми: Иван Бунин, стиль которого можно считать эталоном, Валентин Катаев, Ги де Мопассан, Андре Моруа, до боли родной Чехов, серьезный и обстоятельный Василий Шукшин, ироничный О. Генри, мудрый Эфраим Севела, уводящий к высотам духа Валентин Сидоров (его книгу «Семь дней в Гималаях» я в свое время специально переписала аккуратным чертежным почерком, чтобы не только самой перечитывать, но и давать читать другим).

Заставлю себя на этом остановиться, потому что одно только перечисление имен займет много времени.

Но не могу не добавить имена философов, к трудам которых (вернее, к выпискам из произведений) время от времени возвращаюсь – это всегда является внутренней поддержкой и настоящим наслаждением, так как действительно «нет ничего на свете слаще вкуса истины». Этих имен немного: Артур Шопенгауэр, Эммануил Кант, Лев Шестов, Бальтазар Грасиан, Мишель Монтень. Два последних – самые-самые любимые. И это не считая энциклопедий афоризмов всех времен и народов, которым в последнее время отдаю предпочтение.

– Какое место в Вашей жизни занимал Виталий Борисович Бакалдин?

– Если моим первым поэтическим Учителем был Кронид Александрович Обойщиков, то последним в ряду поэтов-наставников стал Виталий Борисович. Занимаясь самообразованием, кроме целенаправленного чтения литературоведческих книг, просто вдумчивого чтения, будь то замечательная проза или прекрасная поэзия, обязательно нужно живое общение с мастерами Слова. И вот таким Учителем или, как он сам себя называл в послесловии к моей книге «Еще не отцвели закаты», другом-советчиком, для меня был Виталий Борисович. Его безупречный художественный вкус, его великолепная эрудиция, богатый жизненный опыт – и все это в сочетании с доброжелательностью, остроумием и сердечностью возносило его в глазах учеников-студийцев на заслуженную высоту. Его мнение всегда было авторитетным. И это он заставил меня подать заявление в писательскую организацию с просьбой о приеме, дав мне блестящую рекомендацию. И почти до самого конца его жизни я имела счастливую возможность слышать в телефонной трубке его: «Привет…». С этого слова всегда начинался наш разговор. Он говорил больше, говорил обо всем и, когда я опускала трубку на рычаг, то было такое ощущение, словно мне прочитали несколько страниц очень хорошей книги.

Его не стало – и это большая утрата для меня…

– Какое Ваше самое любимое занятие?

– Еще с юных лет мое первое самое любимое занятие – чтение хорошей литературы. Мама работала в учреждении, где была неплохая библиотека, и ей подбирали для чтения прекрасные книги, в основном классику. Сложилось впечатление, что раньше плохих книг не было вообще, тем более, в библиотеках. Тогда издание литературы не имело ничего общего с нынешней вседозволенностью.

И вторым тоже самым любимым делом для меня являлось шить себе одежду. Любую – от купальников до зимних пальто. Толчком послужило то, что однажды маме, которая иногда шила мне летние платья, было некогда. А у меня после окончания девятого класса начались каникулы, и так хотелось нового платья, что я до сих пор помню уже приготовленную ткань – зеленый цвета травы штапель в мелкую черную клеточку. И вот, недолго думая, я взяла ножницы, без выкройки, только наметив мелком контуры фигуры, выкроила свое первое портновское творение. Поскольку фигура была стройная, то и платьишко получилось ладное. И с тех пор это занятие меня увлекло так, что заканчивая десятый класс, я думала поступать в Московский текстильный институт на отделение художественного конструирования одежды (до сих пор храню присланную оттуда брошюру с условиями приема на учебу). Но домашние меня не поддержали, а самой не хватило уверенности. Не получилось стать профессионалом – стала любителем. В молодые годы летом, почти каждый понедельник, приходила на работу в новом наряде. Фасоны придумывала самые сложные. Сама научилась делать выкройки – тогда журналы мод, в отличие от нынешнего времени, были в дефиците. Это уже потом я собрала их целую коллекцию. И ныне нередко вдеваю нитку в иголку, и могу часами просиживать за шитьем.

– Какое слово или выражение для Вас невыносимо?

– Не приемлю любое матерное, жаргонное, сленговое слово. Существует русский литературный язык. Это бесценное богатство досталось нам в наследство от наших великих классиков. К сожалению, в современных условиях многие даже не подозревают о существовании такого богатства и пробавляются тем, что легко находят на загаженных обочинах культуры.

И как будто невдомек, что уничтожая язык, а с ним неизбежно и высокие духовные идеалы, уничтожается и сам народ…

– Ваше любимое воспоминание?

– Радостных воспоминаний такое множество, что трудно какое-либо одно из них возвести в любимое.

Мне всегда отрадно вспоминать ту хрупкую, невероятную тишину в зале, которая порой возникала, когда я читала свои стихи. Эта удивительная тишина мной воспринималась как самая высокая оценка тому, что я отдавала людям.

С теплой улыбкой вспоминаю эпизод, когда однажды была в гостях, где оказался человек, побывавший в местах не столь отдаленных. Пели песни под гитару, танцевали, читали стихи. И этот человек, прослушав меня, вышел за калитку (все происходило летом в частном дворике, на окраине города), впотьмах нарвал каких-то пыльных, как я называю, будяков (ничего другого там не росло), сорвал с дерева недозрелую айву, вернулся и преподнес мне в знак одобрения и благодарности. Прошедший «крым и рым», он все- таки сохранил в душе что-то неистребимое…

Дома я этот «букет» поставила в хрустальную вазу, айву положила на блюдце. Но не уследила – муж варил компот и заодно искрошил памятный мне плод…

Это немногое из того, что касается поэтического творчества. Моя многолетняя работа дизайнером на мебельном предприятии тоже оставила немало отрадных воспоминаний. Я создавала проекты мебели и интерьеров по спецзаказам, то есть для конкретных лиц, учитывая все их пожелания. Выполняла работу так, как бы делала это для самой себя – старательно и с любовью. В итоге их радость становилась моею. Это ощущение не забывается.

Кроме счастливых мгновений, связанных с творчеством, греют душу воспоминания личного характера. Жизнь прожита довольно долгая и в ней много было хорошего. Недаром же я родилась в «рубашке»…

Беседу записала Светлана МАКАРОВА

 

СОБЫТИЕ

XV Всемирный Русский Народный Собор

25-26 мая 2011 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя прошел XV Всемирный Русский Народный Собор «Базисные ценности – основа единства народов». Церемонию открытия возглавил глава ВРНС Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В церемонии открытия и первом пленарном заседании приняли участие: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий; митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир; митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин; председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент; митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл (Болгарская Православная Церковь); архиепископ Тверской и Кашинский Виктор; архиепископ Рязанский и Касимовский Павел; председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений; председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей В. Чаплин; председатель Синодального информационного отдела В. Легойда.

В Соборе участвуют: заместитель главы ВРНС, председатель Союза писателей России В. Ганичев; министр образования и науки РФ А. Фурсенко; заместитель председателя Совета Федерации Ю. Воробьев; председатель комитета Госдумы по делам общественных организаций и религиозных объединений С. Попов; зампред комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политики И. Яровая; председатель Мосгордумы В. Платонов; руководитель департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Москвы Ю. Артюх; замначальника департамента по работе с политическими, общественными и иными организациями аппарата полномочного представителя президента в ЦФО М. Белогубова; председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного, глава «Российских железных дорог» В. Якунин; председатель партии «Справедливая Россия» Н. Левичев; секретарь ЦК КПРФ С. Обухов; народные артисты М. Ножкин и Т. Петрова; народный художник СССР В. Сидоров; писатели В. Крупин, Б. Тарасов, С. Котькало; кинорежиссер, председатель правления Союза кинематографистов России Н. Михалков; художественный руководитель Государственного академического Малого театра Ю. Соломин; начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю. Гагарина С. Крикалев; старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий; апостольский нунций в РФ, архиепископ И. Юркович; председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин; представитель Буддийской традиционной сангхи России Санжей-Лама; председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России Зиновий Коган и др.

Открывая Собор, В. Н. Ганичев от лица участников Собора поздравил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с отмечавшимся накануне днем тезоименитства.

Затем к собравшимся обратился Предстоятель Русской Православной Церкви.

В. Ганичев зачитал приветствия Президента Российской Федерации Д. Медведева и президента Беларуси А. Лукашенко.

А. Фурсенко огласил приветствие председателя правительства РФ В. Путина и выступил с речью.

Также прозвучали приветственные послания участникам Собора от Совета Федерации, председателя Госдумы Б. Грызлова, мэра Москвы С. Собянина.

В дискуссии по теме Собора выступили Ю. Соломин, И. Яровая, С. Крикалев, Н. Левичев, Н. Михалков С. Обухов, В. Якунин, В. Платонов и др.

Итоги дискуссии в завершение первой части пленарного заседания подвел Святейший Патриарх Кирилл.

 

 

Слово Валерия Ганичева

на открытии XV Всемирного Русского Народного Собора

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые члены XV Всемирного Русского Народного Собора!

Сегодня вновь нас всех соединяет это важное собрание. Всемирный Русский Народный Собор – крупнейший общественный форум, в работе которого принимают участие люди разных поколений, призваний, мировоззрений, политических взглядов, объединенные вокруг идеи служения народу России и братским народам исторической Руси.

Мы проводим Собор в насыщенный политическими событиями год. Россия стоит перед ответственным выбором, результат которого во многом определит жизнь страны на годы вперед. Церковь, как вы знаете, не намерена вовлекаться в политическую борьбу, выбирать свою партию. Она будет поддерживать диалог со всеми политическими силами ради совместного служения благу народа и Отечества.

В то же время мы видим, что общество – и об этом говорят многие – по-прежнему испытывает вакуум понятных большинству его членов ценностей. Сугубо утилитарная идея роста материального благосостояния, не соединенная с высшими идеалами, вряд ли может быть прочной основой для формирования единства по ключевым вопросам. Именно поэтому наш Собор избрал своей основной темой базисные ценности, о необходимости формулирования которых мне много раз приходилось говорить в разных аудиториях, в том числе на Всемирном Русском Народном Соборе.

Действительно, люди не могут отдавать жизнь, не могут идти на самоограничения во имя тех целей, которые сегодня часто формулируются как главные цели человеческой жизни. В свое время я сказал, что никто не пойдет в атаку за увеличение ВВП. Это можно говорить применительно и к стране, и к отдельному человеку. Никто не пойдет в смертельную атаку лишь для того, чтобы увеличить уровень своего потребления. Но ведь именно эти материальные ценности сегодня полагаются как стратегические, как самые важные. Достаточно заглянуть в современное масс-медийное пространство, чтобы убедиться в том, насколько в этом смысле дезориентировано общественное сознание.

Мы знаем, что события 1990-х привели к кризису ценностей и моральных ориентиров у многих соотечественников. Выражаясь академическим языком, трансляция ценностей старшей части народа новым поколениям в значительной мере прервалась. Нельзя сказать, что она прервалась полностью – тогда бы мы имели исторический коллапс. К счастью, нам удалось этого избежать. Но это не означает, что сегодня не существует опаснейших вызовов, которые способны надломить трансляцию этих базовых ценностей.

После сложных 1990-х годов общество оказалось расколотым по социальному, национальному и политическому признакам. Однако сегодня мы видим явное повышение внимание и государства, и активных слоев общества к ценностной сфере. Люди все больше понимают: если нравственный идеал передается от поколения к поколению и если нравственный идеал ограждается от разрушения, то это становится гарантией жизни просвещенного общества и процветающего государства. Убежден, наступает время, когда на смену диссонансу векторов развития различных групп должно прийти объединение вокруг ценностей, авторитет которых мог бы поддерживать само существование общества, страны и личности.

Такое соединение вокруг фундаментальных ценностей необходимо сочетать с политической и экономической конкуренцией, эффективность которой для развития общества и государства становится все более и более очевидной. Действительно, система политической и экономической конкуренции обладает определенным потенциалом положительного воздействия на экономическое, политическое и социальное развитие страны. Но как важно этот политический, экономический, социальный, мировоззренченский плюрализм связать с базисными ценностями – чтобы машина в разнос не пошла, чтобы свободное и эффективное действие личности и общественный дух имели бы все-таки некое общее стратегическое целеполагание!

К сожалению, долгое время у нас утверждалось, что экономическая формация – это базис, а все остальное – надстройка. Мы теперь ясно понимаем, что это была мировоззренческая ошибка. Никакая экономическая система, равно как никакая политическая идеология не может быть базисом – она демонтируется самим временем, самой сменой эпох, и даже самые мощные системы, построенные на идеологически крепком фундаменте, не переживают жизни четырех поколений.

Базис нашего с вами бытия сформировался под влиянием нравственной и духовной традиции. Сложившаяся в ее рамках система ценностей разделяется большинством людей вне зависимости от существующего плюрализма. Только она может стать основой широкого межнационального, межрелигиозного, межпартийного диалога о мировоззренческом фундаменте общества, о путях его дальнейшего развития, ибо созданная этими ценностями система, может быть, неформальная, но реально существующая в исторической памяти, в мироощущении наших людей, разделяется большинством вне зависимости от политических, религиозных и прочих предпочтений.

Русская Православная Церковь инициировала процесс такого диалога о фундаментальных ценностях, и в последнее на базе Всемирного Русского Народного Собора проводились активные консультации с основными политическими силами, с деловым сообществом, с профсоюзами. По итогам этой дискуссии подготовлен проект «Базисные ценности – основа общенациональной идентичности». Перечислю понятия, которые в него вошли. Это справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, солидарность, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность. Патриаршим советом «Экономика и этика» также предложена для обсуждения триада «вера, Родина, свобода».

Если же говорить о перечне базисных ценностей, то я думаю, в их число необходимо обязательно включить веру. Абсолютное большинство людей разделяет религиозную веру – неслучайно в гимне нашей страны есть замечательные слова о Богом хранимой земле. Поэтому, если мы избежим упоминания веры, это будет неправильно. Но, с другой стороны, совершенно очевидно, что не все люди в нашем обществе разделяют религиозную веру. Очень многие предметом веры считают политические, социальные проекты – это дело свободного выбора.

Думаю, учитывая наличие разных подходов к вере, мы должны найти такую формулировку, которая, с одной стороны, свидетельствовала бы о том, что религиозная вера является фундаментальной ценностью для очень большого числа наших граждан, но, с другой стороны, чтобы уважение было проявлено и к тем, кто религиозной веры в своем сердце пока не чувствует.

Конечно, эти перечни не являются исчерпывающими и окончательными. Это те ценности, которые мы считаем нужным не только предложить на рассмотрение собора, но и сделать темой широкого общественного обсуждения в ближайшем будущем. Полагаю, что опыт такой дискуссии будет полезен как для разных политических сил, так и для будущего государственного строительства.

Убежден, что ценности нашей цивилизации хранятся в среде всех народов – наследников исторической Руси: украинского, белорусского, молдавского и многих других. Русская православная церковь внесла и продолжает вносить свой вклад в сохранение исторически сложившегося единства этих народов, в их взаимопомощь и соработничество. У нас общий духовный корень, общие идеалы, общие цели – глубоко убежден, и общая система фундаментальных ценностей, а потому, конечно, общее будущее. Надеюсь, это вновь подтвердит начинающийся собор.

Как вы знаете, наша Церковь стояла у истоков создания Собора и принимает в нем посильное участие. Труды Церкви будут успешными ровно настолько, насколько она сможет найти общий язык со своим народом. Ведь проблемы, которые перед нами стоят, в одиночку не смогут разрешить ни духовенство, ни светская власть, ни та или иная политическая партия, ни тот или иной преуспевающий бизнесмен. С ними мы справимся только вместе. В процессе объединения усилий значительное место отводится и Всемирному Русскому Народному Собору.

Особенно важно, чтобы в его работе активнее участвовало молодое поколение. Поэтому хотел бы особо обратиться к сидящим в зале молодым людям. Подумайте, как сохранить и развить базисные ценности нашей цивилизации, нашей истории, нашего народа в современной жизни, в вашей собственной жизни.

Мы действительно должны найти механизм актуализации этих ценностей, чтобы они не превратились в археологический материал. Всякая ценность умирает, если она не актуализируется. Базисные ценности не могут умирать, но они живут только тогда, когда они реально вдохновляют людей и определяют их жизнь.

Молодежь наша изобретательна, полна сил. Несмотря на то, что существует значительное число молодых людей, зараженных разными пороками, с неясными жизненными ориентирами, общество, тем не менее, верит в молодое поколение. Народ верит в молодое поколение, потому что иначе быть не может. Но для того чтобы молодое поколение справилось со стоящими задачами, оно должно быть включено в процесс передачи тех самых ценностей, о которых мы говорили. Именно молодому поколению как никакому другому следует, как я уже сказал, думать об актуализации этих ценностей.

Глубоко убежден: все мы должны жить честно, поступать по совести, сохранять все лучшее, что дает нам прошлое, критически оценивая это прошлое и выбирая из него то, что стоит нести в будущее. Убежден, что непреходящие базисные ценности бытия нашего народа, бытия Русского мира и являются теми ценностями, которые стоит взять с собой в будущее, для того чтобы сохраниться и как народ, и как страна.

Благодарю вас за внимание.

 

Слово патриарха Кирилла

на открытии XV Всемирного Русского Народного Собора

Наше время – сложно, лукаво, драматично, наполнено вызовами, угрожающими как духовным, так и материальным основам существования человечества. Найти адекватный ответ на эти вызовы можно, лишь обратившись к вечным ценностям, лежащим в основе исторического бытия России и Русского мира. От того, сможем ли мы это сделать, зависит единство страны, сохранение чувства общности между населяющими ее народами.

В минувшем году день святого равноапостольного князя Владимира, День Крещения Руси стал государственным праздником в России. Он объединяет русских, украинцев и белорусов, вышедших от единого корня Древней Руси. Вместе с приобщением к свету Евангелия Русь обратилась к идеалам и ценностям, которые оставались неизменными на протяжении ее тысячелетнего исторического пути. Сегодня эти ценности и идеалы защищают нас от вызова беспамятства, распада и розни, помогают сохранять духовное единство Русского мира, лежат в основе межнационального диалога между русскими и другими нациями и народностями России.

Идет борьба за сохранение традиционных духовных начал в культуре, в семейной жизни, в сфере образования. Коммерциализация всех сфер человеческого бытия несет угрозу духовной целостности человека, превращая людей в рабов потребления, теряющих высшие духовные ориентиры.

В этической сфере как никогда остро стоит вызов разрушения нравственных основ. Преодолеть его можно, лишь помня о том, что нравственный закон пронизывает все и вся – не только человеческую жизнь, но и законы мироздания. Господь вложил нравственное чувство в природу человека, который призван раскрыть это чувство в общественной жизни, в государственном строительстве, в культуре, в техническом творчестве.

Созданию социально ориентированной экономики, где ответственность бизнеса базируется на подлинных духовно-нравственных ценностях, препятствует вызов стяжательства, ставшего одним из самых тяжелых нравственных пороков. Лишь хозяйственная деятельность, при ведении которой обогащение и прибыль не попирают нравственные принципы, может обеспечить стране социальный мир и стабильность. Особое значение в этом контексте приобретает принятый Всемирным Русским Народным Собором в 2006 году Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании, приобретший с годами значение морального фундамента социально ответственного предпринимательства.

Развитию науки и культуры угрожает вызов невежества, приобретающий сегодня опасные масштабы. Разрушение традиций классического образования, недооценка роли русского языка, русской литературы, русской истории в образовательном процессе, падение качества преподавания естественнонаучных дисциплин, утрата образовательных стимулов несут угрозу статусу России, Украины, Беларуси как интеллектуальных и научных центров.

Качество образования непосредственно влияет на будущее качество жизни и на профессиональные достижения нашей молодежи, перед которой встает вызов утраты жизненных ориентиров. Цель и смысл жизни молодого поколения может придать только ощущение неразрывной связи со своей страной и своим народом. От того, будет ли восстановлена эта связь, зависит и решение проблемы «утечки мозгов» - лучших научных кадров, обороноспособность государства и безопасность его граждан, немыслимая без патриотической убежденности молодежи в необходимости защиты Родины, без готовности отстаивать ее свободу.

Несмотря на впечатляющие успехи русской науки в ХХ веке, в начале третьего тысячелетия перед Россией неожиданно встал вызов технологического отставания. Его преодоление является ныне общенациональной задачей. В год 50-летия полета первого человека в космос мы принимаем задачу освоения космического пространства как послушание, данное человеку свыше. Космос – это не только наша гордость, но и наша ответственность перед судьбой всего человечества.

На протяжении последних столетий Россия имела мировой статус культурной свехдержавы, однако сегодня его сохранение стоит под вопросом. Полноценному развитию национального искусства препятствует вызов агрессивной антикультуры «телесного низа», использующей в качестве «художественных средств» нецензурную лексику, хулиганство и кощунство. Торжество подобной антикультуры не имеет ничего общего с настоящим творчеством. В центре русской культуры ХХI века должна остаться красота, преображающая мир, воплощающая в себе извечное стремление человека к прекрасному. Убеждены, что культурная политика в нашей стране должна быть коренным образом изменена.

С древних времен и поныне основой человеческого общежития является семья, основанная на взаимной любви родителей и детей. Однако сегодня мы чаще сталкиваемся с вызовом разрушения семейных устоев, проявляющимся в информационной, культурной и даже правовой сферах. В сложившейся ситуации, наряду с ролью ответственного отцовства, особенно велика роль женщины-матери, хранительницы домашнего очага и семейных традиций. Необходимо оградить семью от деструктивного воздействия сил, стремящихся посеять отчуждение между родителями и детьми, поставить под сомнение право родителей на воспитание детей.

В экологической сфере перед человечеством во весь рост встал вызов стихийных бедствий и техногенных катастроф. Аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, разлив нефти в Мексиканском заливе, цунами и землетрясения в Японии, аварии на атомных электростанциях – все это вновь напоминает нам об ответственности человека перед природой. В сложившихся условиях выбор между экономической целесообразностью, с одной стороны, и экологической безопасностью, с другой, должен однозначно решаться в пользу второго.

В сфере международной жизни мир все чаше сталкивается с вызовом неоколониализма, с дефицитом ответственности тех, кто пытается присвоить себе роль арбитра во внутригосударственных конфликтах. Мир содрогается от последствий насилия, несущего смерть и кровь в угоду большой политической игре, стирающей с карты миры целые страны и народы. Только признание необходимости нравственной ответственности государств, возложивших на себя бремя обеспечения прав человека и продвижения демократических принципов, может остановить мир от сползания в эпоху новых колониальных войн.

В периоды кризисов, мировых потрясений и техногенных катастроф особую важность приобретает вопрос о ценностях России, о ее способности ответить на вызовы времени. Для того, чтобы преодолеть безответственность и апатию, нужно стремиться к консолидации ведущих политических сил России вокруг единой нравственной платформы, платформы базовых ценностей.

Святейший Патриарх Кирилл подчеркивает, что сегодня весь мир потрясает не только экономический, а всеобщий системный кризис и «первопричина тому – это кризис человеческой личности, это кризис нравственного чувства, это кризис потери ценностей». Без победы над пороками в сердцах и душах людей модернизировать страну будет невозможно. Победа над собственными пороками – задача неизмеримо более сложная, чем экономические и технологические прорывы. Этой победы нельзя одержать при помощи директивных и даже законодательных актов. Она может быть достигнута только глубоко продуманным и принятым обществом укладом жизни, с постоянно действующим комплексом властных, общественных и гражданских мер.

Наступило время, когда на смену диссонансу векторов развития различных групп должно прийти единение общества вокруг ценностей, авторитет которых мог бы поддерживать само существование общества, страны, личности, сохранить Русскую цивилизацию. Собор предлагает государству и различным общественным силам для дальнейшего обсуждения документ «Базисные ценности – основа общенациональной идентичности». Убеждены, что он будет полезен в дальнейшем государственном и общественном строительстве.

Мы, участники XV Всемирного Русского Народного Собора, верим, что, выйдя непобежденной из тяжелейших испытаний XX века, восточнославянская цивилизация скажет свое весомое слово в диалоге мировых цивилизационных проектов, покажет пример преодоления трудностей на основе духовного единства, солидарности, обращения к вечным ценностям и идеалам, которые даны нам неизменным Богом и сохраняются в нашей многовековой традиции.

Москва,

26 мая 2011 года

 

РЕЗОЛЮЦИИ XV ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА:

О Русском языке

Русский язык и русская классическая литература составляют фундамент культурного потенциала учащегося, основу формирования базовых ценностей в сознании школьника, являются предпосылкой его общего развития и духовной зрелости.

Сокращение программ и часов по русской словесности в школе, изуродованные стандарты и вслед за тем – появление массы Иванов, не помнящих родства, т.е. вся политика Министерства образования – есть уничтожение культурных традиций и базовых ценностей.

Необходимо решительное и категорическое возвращения права русского народа (и всех народов России, ибо русский язык по Конституции государственный язык Российской Федерации) на знание русского языка и отечественной литературы в пределах, необходимых для возможности дальнейшего самостоятельного развития каждого окончившего среднюю школу.

Необходимо немедля вернуть в школу русскую культуру как феномен европейского и мирового масштаба, позволяющий всем национальным культурам России, опираясь на нее, существовать и расцветать в ней и рядом с ней.

Признавая, что становление, обретение, распространение и утверждение базовых ценностей в обществе напрямую связано с духовно-нравственным состоянием, здравомысленным мировоззрением личности, формирующейся, прежде всего, в гуманитарной сфере образования, решительно и срочно пересмотреть политику в области образования. Возродив в системе российского образования базовые ценности, восходящие к плодотворным традициям русской культуры, решительно изменив статус, место, роль и объем изучения словесности в средней школе.

Остановить бесконтрольное разрушение отечественной школы. Поднять уровень предметного содержания словесности в школе до уровня школы России в XX веке и превзойти этот уровень.

 

Восточнославянская православная цивилизация

XV Всемирный Русский Народный Собор «Базисные ценности – основа единства народа» проходит в период драматического передела мира, уничтожения целых этносов за их сопротивление стиранию духовных и национальных традиций в общественной и культурной жизни народов. Наши славянские народы представляют собой не просто восточнославянскую православную цивилизацию как абстракцию, а систему духовных и общественных, экономических и культурных взаимоотношений, сложившихся на протяжении тысячелетия, завещанных великим равноапостольным князем Владимиром.

Единое историческое сознание наших славянских народов, наряду с духовной, культурной и языковой общностью, является важнейшей частью общенационального сознания, объединяющие не только народы Российской Федерации, но и стран ближнего и дальнего зарубежья.

В контексте понимания важности исторического сознания в развитии современного мира и наших стран необходимо напомнить о значимости гуманитарного образования, но не абстрактного, а конкретного, не порушенного современными пиар-учеными славянской истории, литературы и языков наших народов. Эти естественные базовые знания нашей общей героической истории должны стать основой необходимых знаний о восточнославянской цивилизации, что позволит рационально наследовать жизненный и нравственный опыт наших народов и использовать его на современном этапе развития нашей цивилизации.

Обеспечив связь времен и поколений, как важнейшее условие жизни славянских народов на своей исторически сформировавшейся в пределах трех океанов земле посредством знания и понимания нашей неразрывности исторической и духовной, мы возрождаем в наших народах национальную гордость и стремление к подвигу, без чего наша цивилизация в условиях глобального агрессивного беспредела не одухотворенного запада обречена на гибель, чему свидетельство попытки уничтожить арабо-африканские цивилизации.

Участники Всемирного Русского Народного Собора считают:

Главная задача наших народов сегодня – это интегрирование государственных и общественных институтов славянских государств в единое культурное и историческое пространство.

● Духовное и нравственное образование – это инструменты и орудие стратегического порядка и они должны обеспечивать существование и развитие нашим народам в настоящем и будущем;

● Задача образования – это создание единой учебной программы, основанной на традиционных духовных, нравственных, культурных и исторических ценностях восточнославянской цивилизации;

Всемирный Русский Народный Собор предлагает сформировать единую программу краткосрочной и долгосрочной перспективы развития восточнославянской цивилизации.

В качестве первичных мер развития восточнославянской православной цивилизации:

● Прекратить копирование западных стандартов потребительского по своей сути образа жизни, что обедняет наши традиции.

● Начать общеславянское движение по сохранению и развитию «неперспективных деревень».

● Прекратить закрытие малых школ, что стало сегодня нормой для всех государственных образований прежде единой страны.

● Подготовить на всех уровнях достойное празднование 200-летия Победы над вторгшимися в наше Отечество войсками тирана и узурпатора Наполеона и особенно – Бородинского сражения. Как венец нашей благодарной памяти спасителям восточнославянской цивилизации, создать народный памятник поклонения православного воинства иконе Смоленской Божией Матери на Бородинском поле;

- Совершить поминальные молитвы и провести широкое поклонение жертвам войны и фашистской оккупации 22 июня, в день начала Великой Отечественной Войны. Возложить венки к памятникам и могилам воинов, героев, наших соотечественников;

● Поддержать инициативу харьковчан по выпуску общеславянского журнала «Славянин», предусмотреть издание других общеславянских изданий;

● Одобрить работу по созданию русско-белорусского Союза Писателей, предусмотрев расширение его рядов;

● Подготовить на всех уровнях достойное празднование юбилея святого равноапостольного князя Владимира, как на территории современной Украины, так и во всех восточнославянских государствах.

● Подготовить на всех уровнях достойное празднование юбилея Русского Афона.

● Ввести в курсы истории и обществознания изучение творческого наследия восточнославянской православной мысли (отцов Церкви, славянских православных мыслителей IX-XX вв.).

● Рекомендовать для гуманитарных классов профильной школы изучение спецкурсов «Славянской истории».

● Просить правительства РФ, Украины, Беларуси и других славянских стран поручить образовательным министерствам и ведомствам совместно разработать системный план совершенствования в средней и высшей школе гуманитарного образования и процесса духовного воспитания в соответствии с современными требованиями. Ввести повсеместно курсы древнерусского языка.

В ходе подготовки этого проекта создать межведомственную комиссию РФ, Украины, Беларуси и всех славянских стран из представителей министерств и ведомств образования, культуры, спорта и молодежи, внутренних дел и обороны, здравоохранения и социального развития, Национальных академий наук и педагогических научных центров, творческих союзов и родительской общественности.

● Просить Главы наших стран не принимать, а если приняты, то отозвать Закон об автономных образовательных учреждениях, как антисоциальный закон, противоречащих конституционным правам граждан славянских государств, ущемляющий их право на получение качественного образования, медобслуживания и пр. Всячески способствовать изучению русского, украинского и белорусского языков на территории наших стран.

Мы, участники XV Всемирного Русского Народного Собора обращаемся к Президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву и Председателю Правительства Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину, Президенту Беларуси Александру Григорьевичу Лукашенко, Президенту Украины Виктору Федоровичу Януковичу рассмотреть наши предложения, направленные на поддержку и развитие Восточнославянской цивилизации.

 

Базисные ценности – основа общенациональной идентичности

Вера. Вера в Бога, забота о сохранении религиозных традиций народов, воплощение этих традиций в делах. Верность убеждениям и нравственно обоснованным жизненным принципам, в том числе у нерелигиозных людей.

Справедливость, понимаемая как политическое и социальное равноправие, справедливое распределение плодов труда, достойное вознаграждение и справедливое наказание, должное место каждого человека в обществе, а нации – в системе международных отношений.

Мир (гражданский, межнациональный, межрелигиозный) – мирное разрешение конфликтов и противоречий в обществе, братство народов, взаимное уважение культурных, национальных, религиозных особенностей, неконфронтационное ведение политических и исторических дискуссий.

Свобода. Личная свобода, ограниченная личной нравственной ответственностью. Ее раскрытие в служении ближним и Отечеству. Самостоятельность, независимость, самобытность народа.

Единство разных национальностей, социальных слоев, политических и мировоззренческих групп в работе на благо страны и всех живущих в ней людей. Взаимообщение разнообразных культур. Гармоничное сочетание духовных устремлений и материальных интересов личности и общества.

Нравственность – личная и общественная. Верность неизменным нравственным нормам как залог благополучия человека и общества. Приоритетная поддержка обществом и государством добросовестного поведения, как в личной жизни, так и в жизни общества и государства. Жизнеспособные государство и общество – не могут быть нравственно нейтральными.

Достоинство. Признание уникальной ценности каждого человека. Нравственное умение отличать достойное от недостойного.

Честность как критерий личной и общественной морали. Совестливость, следование нравственному началу в душе как образ жизни.

Патриотизм. Любовь к Отечеству и народу, к родной земле, к ее культуре, уважение к ее истории, к свершениям прежних поколений. Общенациональное самосознание. Готовность трудиться ради Родины.

Солидарность – способность разделить с другим бремя его забот, его трудности, его болезни, его скорби. Общенациональная солидарность как сила, связывающая народ, обеспечивающая единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность.

Милосердие – деятельное сострадание к ближним, помощь людям, нуждающимся в духовной, социальной и иной поддержке.

Семья как союз мужчины и женщины, в которой воспитываются дети. Любовь и верность. Забота о младших и старших. Поддержка семьи через социальную политику, образование и культуру.

Культура и национальные традиции. Уважение к наследию предков, открытость и уважение к культуре и взглядам других. Забота о культуре общения, чистоте русского языка и других языков Русского мира.

Благо человека. Духовное и материальное благополучие человека как основной приоритет социального развития. Соблюдение прав и свобод человека.

Трудолюбие – деятельное стремление к благу общества и ближнего. Неприятие коррупции, коммерциализации человеческих отношений, паразитического и эгоистического образа жизни.

Самоограничение и жертвенность – отказ от потребительского отношения к ближним и к окружающему миру. Способность жертвовать личным ради блага Отечества и народа.

 

 

АНКЕТА

Светлана МАКАРОВА:

«Душа наша состоит из слов...»

Светлана Макарова - председатель правления Краснодарского регионального отделения Союза писателей России, главный редактор газеты «Кубанский писатель», лауреат литературной премии им. М. Алексеева ответила на вопросы главного редактора газеты «Российский писатель» Николая ДОРОШЕНКО.

– Ваше самоощущение в современном обществе?

– Двойственное. С одной стороны я хорошо понимаю, что нельзя поддаваться унынию, и нахожу для себя, практически ежедневно, примеры, тому способствующие, т.е. примеры положительного, доброго и светлого. Например, у нас в крае все больше литературных объединений, куда стремятся и начинающие авторы, и просто любители поэзии. За последние годы заметно вырос уровень коллективных поэтических сборников, потому что работу над их изданием курируют профессиональные литераторы. Более того, не дождавшись от краевых властей поддержки в издательской деятельности, мы уже пять лет своими силами выпускам газету «Кубанский писатель», а с этого года запустили серии книг «XXI век. Поэзия юга России» и «Проза Юга России», рукописи будущих изданий проходят художественною редактуру, про которую уже несколько подзабыли даже профессиональные литераторы.

С другой стороны меня все больше гнетет пустота. Она и разрастается и углубляется. Кто мои читатели? Раньше, это я точно знала, – учителя. Уж они-то с большим интересом знакомятся с книжными новинками…увы. Даже учителя-словесники ныне редко проявляют интерес к литературе. Недавно мне жаловались библиотекари одной из самых крупных краевых библиотек: пришел к ним на экскурсию класс, провели ребят по библиотечным залам – все им показали, рассказали и предложили стать читателями библиотеки. На что их учитель-словесница тут же возмущенно замахала руками: «Когда же им читать! Они к экзаменам готовятся!» И увела ребят из библиотеки. Всех до одного…

– Вам как писателю в первую очередь хочется высказаться или – создать произведение искусства (хотя, вроде бы, важно и то, и другое)?

Если у меня не возникает желание высказаться, я не пишу. А когда пишу…обязательно стремлюсь к созданию произведения искусства.

– Свыше получает, читателю передает – таким было всегда представление о писателе. Насколько утратил сегодня писатель свое сакральное значение? Нет ли у вас ощущения, что современный литературный процесс уже не является своего рода общегражданским форумом? Какова перспектива у коммерческой литературы, доверившейся ощущению, что «Бог умер» даже не в религиозном, а в общефилософском значении этого ницшеанского образа современного мира?

Настоящий писатель не может утратить свое сакральное значение. То, что литературный процесс сегодня не является общегражданским форумом – свершившийся факт. Но я горжусь тем, что состою в Союзе писателей России, среди литераторов, которые осмысляют современные общественные процессы, переплавляя их в художественные формы, и обнажая суть этих самых процессов. Все больше крепнет во мне убеждение, что остракизм, которому подвергаются ныне наши писатели – следствие поголовного страха и власть предержащих, и тех, кто нажил палаты каменные перед летописцами современности. Ведь честное отображение происходящего в нашей стране отнюдь не принесет им благодарности будущих поколений.

– У нас теперь появились «фабрики звезд», в том числе, в литературе, и, скажем так, талант перестал быть главным компонентом на пути к славе. Мечтаете ли вы, противостоящий медийным фабрикам кустарь-одиночка, о славе? Или все-таки – «нас мало избранных»?

О литературной «фабрике звезд» я писала в одной из статей на примере нашего молодого автора, замеченного толстыми литературными журналами именно в Липках. Когда же, собираясь представить его творчество кубанцам в альманахе «Краснодар литературный» я указала ему на стилистическую ошибку, в ответ получила: «Это Я написал!». Что добавить? Только то, что новоиспеченные гении один к одному разрушители: нравственности, наших духовных ценностей, разрушители русского слова. В этом я убеждена, начитавшись текстов с матами, обильно «сдобренных» водкой, которую наливают даже в ботинки… Противопоставлять себя мультимедиа, как показал опыт, можно в ограниченном пространстве семьи, друзей и небольших коллективов. К тому же Крылов уже написал про Моську и слона…

Мечтать о славе в данном контексте не имеет смысла. Ну, а если всерьез, мне наоборот, часто кажется, что я незаслуженно получаю похвалы и даже награды.

Что касается избранных, их всегда мало. Главное, знать, что они есть.

– Каковы ваша самая горячая мысль и ваше самое тревожное обращение к современному читателю?

– Мне думается, душа наша состоит из слов. И как важно, чтобы вмещала она слова светлые, добрые, созидающие, певучие! А если нагружена душа словами грубыми да грязными, какова ее судьба? А если «птичьим» языком Инета – душа ведь с кулачок тогда? Махонькая да серенькая… Как важно питать душу словами умными да светлыми, русскими исконными.

– Мы живем в новом тысячелетии, после многих революций и связанных с ними катастроф, после двух коренных ломок общественного строя, причем вторая предполагает полный отказ от христианских норм жизни, а, следовательно, коренным образом меняет наш национальный менталитет. Возможна ли в современной литературе связь с литературой прошлых эпох? Какие книги из прошлого, включая ХХ век, могу быть актуальны сегодня и почему?

– Как жить без прошлого? Как представить себе современного человека без книг из прошлого века? Мы что перепрыгнули через столетие? Советские писатели создали великую литературу и раскрыли в ней русский характер. Неужели молодое поколение отринет наших классиков? Уже сейчас мы разделены с нашими детьми, а что же скажут внуки? Вернуть книги из забвения – жизненно важный вопрос.

– Какого вопроса вы от нас не дождались и что бы вы на этот вопрос ответили?

– Вы почему-то не спросили, какие книги произвели на меня большее впечатление за последнее время? Из прозы однозначно повесть Василия Дворцова «Тогда, когда случится». Я уверена, что эту повесть должен прочитать каждый грамотный, мыслящий, русский или россиянин. Из поэзии – книга нашего кубанского поэта Вячеслава Динека «Сквозь темноту». Этот сборник стихов на днях отмечен у нас краевой премией имени Епистимьи Степановой.

 

 

Планета по имени Нина

«Поэты одиноки, как планеты, поэтов так же мало, как планет», вспомнил я слова Владимира Фирсова, вчитываясь в только что полученную мною книгу «Холодное время» большого кубанского поэта Нины Никитичны Хрущ.

Большой поэт…  «Кому быть живым и хвалимым, кто должен быть мертв и хулим…» - начал я, было, цитировать Б. Пастернака, но подумал о том, что в мире «муз и граций» ситуация во все времена, практически, одна и та же. Кому-то в избытке достается «административного ресурса», т.е. чиновничьего благоволения. А кто-то (тоже ведь большой поэт!) вынужден в одиночестве и полузабвении «прорастать у поля», ощущая себя в одном ряду «с сирыми, убогими, пропащими».

Быть камертоном нынешнего, резко расколовшегося на две непримиримых ипостаси времени поистине «распятию равная магия» (В. Маяковский).

С одной стороны, «в провинции положено издревле Отстраивать, молясь, монастыри И возрождать забытые деревни» (хотя и для этого, пожалуй, у провинциального люда не всегда достанет силенок), а с другой стороны:

«…дальний мир так чопорен и строг,

Бессмысленны и вера, и страданья.

Но с нами честь, достоинство и Бог,

И нежный свет любви из мирозданья».

Вот уж, поистине, планетарное ощущение себя частью вселенной, от которой (но не от людей же, «что не верят слезам») только и остается ждать тепла и сострадания.

Но истинно русского поэта от родной земли не оторвать, особенно если этот поэт живет в глубинке, связанный с нею всеми корнями.

Что ему до того, что «Москва то празднует, то пляшет - Страна живет своей судьбой», ведь главное, что «Мужик в глубинке землю пашет, не ищет радости иной»;

Здесь не проходит жизнь впустую

Земли холодной нет родней.

Увидев красоту земную,

Обрадуется и заплачет с ней.

Душа поэта тоже плачет вместе с родной землей, ибо время большой поэзии, время истинных провидцев и пророков уходит в прошлое, и их, к великой нашей печали, тоже можно отнести к «позабытому воинству века», как того инвалида Великой войны с флагом на костыле, что пытается прожить на милостыню, поя под гармонь на базаре.

Не глазами ли подобных калек и изгоев во все времена «Русь глядела сквозь вечную синь было в ней беззащитное что-то»?

Поэзия Нины Хрущ настолько искренна, органична и неподдельна, настолько насыщена ее живой душой, полной смятения и боли, что хочется не столько писать о ее стихах, сколько их цитировать:

Будем жить, выбиваясь из сил,

На восходе жестокого века,

У подножья церквей и могил,

Чтоб увидеть лицо человека.

И, связав на суровом пути

В крепкий узел житейские звенья,

Так сумеем по жизни пройти,

Чтоб не кануть в пучину забвенья.

Новая книга поэта довольно объемна: в ней есть и «переложения» из Горация, и берущий за душу лирический разговор с речкой Аше, и многое другое, о чем хотелось бы рассказать, ибо все это превосходно написано.

Но я надеюсь, что каждый читатель сам будет находить в сокровищнице Нины Хрущ то, что ему покажется наиболее близким и созвучным собственному внутреннему камертону.

Я же, всегда ощущающий духовное родство с Ниной Никитичной, хочу сердечно поздравить ее с покорением очередной поэтической вершины и пожелать нового восхождения.

ВАЛЕРИЙ КЛЕБАНОВ

 

 

НИНА ХРУЩ

Звезда на небе будет лишней

 

***

Звезда на небе будет лишней,

Сорвется ночью в тихий пруд,

Как поцелуй под белой вишней,

Как шамаханский изумруд.

 

И не таюсь я пред тобою,

Где шелестящая листва,

Пьяна под зорькой золотою,

Плетет хмельные кружева.

 

Весь мир на грани пробужденья

Дремал, объятый тишиной,

И черно-белое скрещенье

Сияло в дымке меловой.

 

Мельканье мошек над цветами.

Гуденье шалое в крови,

Защебетали за плечами,

Росой напившись, соловьи.

 

***

Серый ястреб кочует

В вечернем небе.

Для него заметна

И мышь-полевка.

Хватит, дурью маяться,

Думать о хлебе, –

В этой жизни на все

Есть своя уловка.

А мне осталось-то всего

Лет тридцать с гаком.

У меня есть все: лист бумаги,

Комп, страница в рунете.

По утрам выгуливает меня собака,

Крепко держит на поводке,

Чтоб не сбежала я на рассвете.

Веду разговоры с пушистым котом,

Пью черный кофе.

Для кого-то, я ласточка,

Мегера, рыбка...

Все простят мне великие «профи» –

Сами жили так,

Скрывая плач за улыбкой.

 

***

Время сжимается, как шагреневая кожа.

Сижу, смотрю на облака, – дым колечком.

Минуты нет. Секунды итожа,

Думаю, что останется в жизни вечной?

Россия– цветочек, при любой погоде, прекрасна.

В осенней поре – избыток златого света.

Небосвод – голубой, горючая смесь опасна,

Неразумные мысли сжигаю, не жду ответа.

Что же ты, милая, как будто и мне не рада?

Вместе с тобой гляжу в даль сиротливо...

И, все таки, – в сердце любовь, – не досада, –

Русская челядь, в провинции, христолюбива.

По желтой траве, где недавно отцвел цикорий,

Где, неделю тому, верещали цикады, –

Правый берег – разрушил удел плоскогорий,

Левый берег – сохранил видимость эспланады...

 

***

Молчу и, ни слова, ни слова...

И в этом права я стократ,-

Ничто в этой жизни не ново -

Ни солнце, ни ветер, ни сад.

Гремящий котел общежитья,

Где щебет и трепет с утра –

Все сшито суровою нитью,

Все тронуто жалом пера.

Кто сбил меня с толку, запутал?

Я знаю, что жизнь непроста,

Смотрю, – как смородина скупо

Слезами стекает с куста.

Запутала душу, мой Святый,

Не знаю, там день или ночь.

Все пробую в ступе помятой

Слезу со смородой толочь.

 

***

В дождливом марте столько нежной спеси!

Дождливый март – на ветках, на траве.

В такие дни теряешь равновесье

От сладкого круженья в голове.

Вся эта жизнь на странном повороте,

Проносится на грани волшебства,

Как в небе птица, в призрачном полете,

Забывшая основы мастерства.

Зови ее, уставшую, к руке, –

Вновь режут крылья парус небосвода.

О, как пьянит пространство и свобода,

Что катится слезинка по щеке.

 

Под золотыми куполами

Под золотыми куполами

Россия-матушка стоит.

Под голубыми небесами

Зелено полюшко лежит.

И храм, и хлеб – одно начало,

Отображенное в Христе,

И сколько б Русь не горевала -

Свет солнца будет на кресте.

В родном и тихом захолустье

Его увидишь за версту –

Небесный свет горит над Русью,-

Смотреть, глазам невмоготу.

По воле Божьей, не иначе,

Душа земная здесь скорбит,

Напишет слово и, заплачет,

Печалью Господа гневит...

 

Засуетились грачи

Засуетились грачи –

Строят для лапушек гнезда.

Стали светлее ключи –

В них отражаются звезды.

 

Мается в марте душа,

Выпив весенней водицы.

В небе, крылами шурша,

Кружат веселые птицы.

 

Заголубел первоцвет –

Рано проснулся, родимый.

Думает думу поэт,

С небом, с землей, неделимый.

 

Светлая льется печаль

Горнего, нежного света.

В эти мгновенья не жаль

Мне ни зимы и ни лета...

 

 

КНИЖНЫЙ МИР

Елена Степура. Прикосновение

Сборник стихов Елены Степуры вышел в краснодарском издательстве «Советская Кубань» в этом году

***

Рассвет зацепился за край облаков.

Горят фонари, удивляя прохожих,

И дворник остатки загадочных снов

Метлой выметает со спящих дорожек...

 

Ты дремлешь. Простуженный голос метлы

Тебя, мой родной, в ранний час не тревожит.

А я – у окна. Тени солнца светлы,

И луч сквозь ладони пробиться не может...

 

***

Огонь свечи горит в ночи

И греет душу,

Глядит доверчиво, молчит –

Умеет слушать.

 

Все рассказать огню смогла

Увы, напрасно...

Бездушно догорев дотла,

Свеча погасла.

 

* * *

Солнце на землю упало –

В горы лучами вонзилось,

Жаром за лес зацепилось –

За день палить не устало.

 

Лица огнем обжигая,

На ночь прощаться не хочет...

Бликами травы щекочет,

След золотой оставляя.

 

***

Иду с работы...

Снять туфли, что ли?

Смеется кто-то:

Ведь здесь не поле!

 

Ступаю смело –

Асфальт горячий...

Душа запела –

Довольна, значит!

 

У ФОНТАНА

Налетают одна на другую

В диком танце волшебные струи,

Низвергают на гладь водяную

Силу жизни и удаль шальную...

 

С солнцем спорят, лучи преломляя,

Завораживая, удивляя –

Рассыпаются звездами рая,

Мне глаза твои напоминая...

 

БОЛЬ

Я одна, без тебя, и мне плохо.

До тебя и рукой не достать.

Ты сказал бы: – Ну что ты, дуреха?

Вытер слезы и стал целовать.

 

Боль бы сжалась в комочек, как ежик,

Покатилась из сердца клубком...

Жаль, что рядом сейчас быть не можешь

Ты сейчас далеко-далеко.

 

***

Кусочек неба синего

Глядит в мое окно...

Я вылечусь – я сильная,

Мне долго жить дано!

 

Судьба моя всесильная,

Ты с жизнью не шути:

Я вылечусь – я сильная.

Учти! Учти! Учти!

 

ЦИРК

Есть в нашей жизни милый уголок,

Где все смешалось: радость и волненье,

Где громкий смех, восторг, и удивленье,

И музыки звенящий голосок.

 

Лишь здесь порой захватывает дух,

Когда летят под куполом гимнасты,

И тигры раскрывают свои пасти,

И скачет на свинье верхом петух...

 

Здесь Мир Чудес для взрослых и детей,

Всегда такой неповторимый, новый,

Он открывает двери для гостей –

Дарить улыбки и добро готовый.

 

Сегодня в цирке дремлет тишина –

Не слышно шуток клоуна смешного,

И публики бурлящая волна

Ушла, чтоб завтра появиться снова.

 

***

Что ты плачешь, расскажи мне,

Что с тобой случилось?

Просто я за партой жизни

Двойку получила.

 

Очень грустно и обидно,

Словно первоклашке,

Просто выхода не видно –

Плачу в промокашку.

 

Детям проще – их и встретит,

И поможет мама,

Ну а взрослым кто ответит

На вопрос упрямый.

 

Вот сейчас бы побежала

К маме за советом

И к груди ее прижалась.

Где ты, мама, где ты?

 

Просто выхода не видно,

Как исправить двойку?

Я и в возрасте солидном

Плачу потихоньку.

 

Что ты плачешь, расскажи мне,

Что с тобой случилось?

Просто я за партой жизни

Двойку получила...

 

 

***

Счастье рядом плескалось –

Ничего не осталось...

Больше мне не напиться –

Испарилась водица...

 

Я верну его чары

И начну все сначала!

 

 На Главную

 

 

Hosted by uCoz