Кубанский №12 Писатель декабрь 2010 Ежемесячная литературно-просветительская газета Краснодарского краевого Выходит с 23 мая 2008 года |
|
ОБНОВЛЕН 5 ФЕВРАЛЯ 2011 | |
О Союзе • Газета «Кубанский писатель» • Биографии писателей • Список писателей • Полемика | |
Хорошая новость Издательство – авторам
Краснодарское
региональное отделение Союза писателей России объявляет о начале работы
культурно-просветительского издательства «Кубанский писатель» над
сериями «Поэзия Юга России» и «Проза Юга России». КПИ «Кубанский
писатель» оказывает содействие профессиональным писателям и начинающим
авторам в издании их произведений. Телефон: 8-918-355-08-71
Панолрма С 18 по 20 ноября 2010 г. на площадках Новосибирска и Новосибирских райцентров Мошково, Искитима, Колывани, Карасука и Бердска состоялся Всероссийский литературный фестиваль «Белое пятно». Организаторы: областное министерство культуры и Новосибирская государственная областная научная библиотека. В работе фестиваля вместе с писателями Новосибирска, Красноярска, Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга принял участие известный кубанский поэт Николай Зиновьев. Кроме официальных театрализованного торжественного открытия и общих дискуссий по теме «Союз новаций и традиций в литературном пространстве» с итоговой конференцией, писатели провели личные встречи с читателями и библиотечными работниками, студентами, преподавателями, учеными, служащими и промышленниками Новосибирска и области. Прошли презентации книг Николая Зиновьева, Василия Дворцова, Сергея Долгушина и Михаила Тарковского. Также новосибирцам был представлен библиопроект «Большое чтение» Екатерины Гениевой, прошел показ киноработ Михаила Тарковского, и, конечно же, особое внимание привлекли лекции Сергея Кара-Мурзы.
Наш земляк Николай Александрович Зиновьев
побывал в Бердске, в городском Доме культуры его приветствовали вместе с
питерским прозаиком Сергеем Долгушиным, затем в Карасукском районном
центре (г.Карасуки), это 30 км. от границы с Казахстаном. Встречи с с
учителями и общественностью района проходили в лицее, в педколледже. Он
встречался также с работниками НПО «Луч» и его директором Константином
Николаевичем Каюровым. Предприятие работает на оборонную промышленность
и его составляющая в бюджете Новосибирска – 40 %. Сибиряки тепло
встречали кубанца. Залы с трудом вмещали любителей поэзии и литерауры.
Собинформ
В Москве прошла презентация книги В. Динека 3 декабря в главном выставочном зале страны, в Московском Манеже, на площадке, отведенной художникам Кубани, прошла презентация книги поэта Вячеслава Динеки «Сквозь темноту». Книга, которой Краснодарское краевое отделение Союза писателей России открывает серию «XXI век. Поэзия Юга России», вышла благодаря известным краснодарским меценатам, супругам Рыбалко. Признанные знатоки и ценители живописи, Александр Алексеевич и Алла Андреевна уже несколько лет бескорыстно помогают и нашим писателям, являясь членами Общественного совета при краевой писательской организации. На презентацию книги «Сквозь темноту» в Манеже собрались родственники, друзья и поклонники поэта, интересующиеся литературой москвичи – члены Кубанского землячества, возглавляемого Юрием Федоровичем Азаровым, поэтом, членом Союза писателей России. Среди почетных гостей присутствовал Георгий Петрович Разумовский, в свое время, в должности руководителя крайкома, много сделавший для пропаганды творчества Виктора Лихоносова. Собрание развернулось в настоящий праздник русской поэзии. Выступавшие не столько говорили, сколько читали стихи – и Вячеслава Динеки, и Есенина, и Рубцова. И свои. Представлявший книгу секретарь правления СП России Василий Дворцов искренне поздравил всех кубанцев с обретением нового имени, которое принесет славу их земле, с началом новой издательской серии, первым же томом ставшей весьма ярким событием в национальном литературном процессе, так как: «Ваш земляк Вячеслав Динека – это поэт не регионального, а полномасштабно всероссийского уровня». Кроме заслуженных похвал автору книги, много добрых слов звучало и в адрес представленной присутствующим газете «Кубанский писатель», отмечающей в эти дни свой 5-ти летний юбилей. Собравшиеся высоко оценили как профессионально-художественный уровень издания, так и гражданский подвиг основателя и главного редактора Светланы Макаровой. Которая, без какой-либо административной помощи сумела создать, и вот уже пять лет без единого перебоя выпускает столь необходимую писателям и любителям литературы огромного края газету, за эти годы получившую известность далеко за пределами Кубани. Собинформ
«Светлана» и физики, и лирики… Мы не удивимся, если кто-то из сегодняшних студентов «Политеха» продолжит список известных миру физиков Галилея –музыканта, Ломоносова-художника, Эйнштейна-скрипача..., которые не представляли свою жизнь без искусства, и даже находили тесную взаимосвязь с ним точных наук. Название Литературной гостиной «Светлана», открывшейся в Кубанском государственном технологическом университете не случайно. Оно имеет литературные корни. В.А.Жуковский написал поэму «Светлана», используя национальную идею народного праздника – Святки. Помните, как Василий Андреевич описывает свою героиню Светлану: «В ней душа как ясный день…»? В 1814 году Пушкин назвал Жуковского «другом» Светланы. И даже прозвище у него в литкружке «Арзамас» было Светлана. Представляя Светлану Афанасьевну Медведеву, первого гостя литгостиной «Светлана» (приятное совпадение с тем же именем), ректор университета профессор В.Г.Лобанов среди почетных званий поэта, с гордостью добавил: «Читатель библиотеки КубГТУ!». Несколько ранее студентам был брошен клич: «Кто желает участвовать в открытии Литературной гостиной, просим всех прийти в конференц-зал». Никакой принудиловки. Абсолютный дух демократии. И, может быть, от этого мероприятие прошло на одном дыхании. Технари подготовили и представили литературную композицию по творчеству писателя, кавалера ордена Дружбы народов Светланы Медведевой. Прозвучали стихи автора, посвященные Великой Отечественной войне, светлой, искренней любви к Родине, матери, русскому языку. При выборе произведений студенты не обошли вниманием вечную тему добра и зла и силу красоты русской женщины. К чтецам присоединились куратор группы первокурсников автодорожного факультета Ю.Ф. Соколова, проректор по воспитательной работе и молодежной политике профессор С.А. Калманович, инженер службы проректора И.А.Рудакова. Они трогательно декламировали строки из любовной лирики. В этой ипостаси студенты их видели впервые. Встреча молодежи с педагогом-просветителем прошла серьезно, познавательно, и даже с игровыми и музыкальными моментами. Учитывая, что студенты народ умный, Светлана Афанасьевна приготовила для них интеллектуальный «черный ящик», в котором было … время. С ним ребята соприкоснулись и к нему прикоснулись. Правда, не без подсказки студенты отгадали и были удивлены, что каких-то 70-80 лет их отделяют от прошлого родной страны, когда в деревне носили лапти, а в русской глубинке без них не обходятся и сегодня. Отец поэта Афанасий Федорович Медведев именно в такой обувке начинал свой крестьянский, колхозный трудовой путь. Участники беседы размышляли молча (в глубокой тишине) над ответами на необычные, риторические, нравственные вопросы, следили за информационным видеорядом, внимательно слушали автора. «…Не забывайте рода своего» - И будете всегда непобедимы. Растите в святости своих детей, Во внуках множьте радости земные. Всей жизнью трудовой, душой своей Дела в судьбе оставьте именные. Заслышав в небе колокольный звон, Поставьте в красный угол Богу свечку. «Не забывайте рода своего», И да продлит его седая вечность». После основной части литературной программы, С. Медведева беседовала с преподавателями и студентами. Многие получили поэтические сборники и статьи автора с ее дарственной надписью. Разговор шел в настолько теплой, душевной обстановке, что расставание затянулось. Мелькнула мысль: атмосфера как в 60-е годы в Московском Политехническом… Но век другой, даже новое тысячелетие и Кубань... В последнее время заметно упала общая культура молодых людей. Соприкасаясь с литературой и музыкой, человек осознанно и часто неосознанно поднимается выше настолько, что способен понять, чему учить себя, чтобы стать личностью, надо ли воспитывать душу и как изыскать на своем месте в жизни постоянную возможность служения Отечеству. Мира ГУКАСОВА гл. библиотекарь отдела пропаганды книги КубГТУ, член Союза журналистов России
Скачать номер:
Читайте в новом номере:
|
ДАТА Дорогие читатели! Исполнилось ровно пять лет со дня выхода в свет первого номера газеты «Кубанский писатель». Честно говоря, дата «нагрянула» совершенно неожиданно: до сих пор с трудом верится, что за плечами уже пять лет работы: творчества, волнений, открытий и побед, и тревог, и огорчений… пять лет! Именно столько и ни днем меньше мы со страниц газеты ведем разговор о литературе, книге и книгоиздании, рассказываем о писателях-юбилярах, даем возможность прозвучать новым именам. Впрочем, нет смысла перечислять наши рубрики и тем более публикации. Главное, что задуманная пять лет назад газета состоялась и нашла своих подписчиков. Кстати, идея создать газету возникла практически из воздуха и вначале казалась почти абсурдной. Хорошо помню, что впервые мы обсуждали этот проект в электричке, когда писательская бригада возвращалась из Гулькевичей, где прошел семинар с начинающими авторами, членами литературного объединения «Ладомир». В работе семинара принимал участие Джабраил Наврузович Халиди, автор замечательных коротких рассказов, на семинаре он представлял краевой методический центр. Обсуждая итоги семинара, мы сетовали, что в наше время ни одна газета не напечатает материал об этом событии, тем более стихи начинающих. Эх, была бы своя газета… − А давайте издавать свою газету! – первым озвучил Джабраил Наврузович и всю дорогу горячо убеждал, что ничего невозможного нет. И находил все более весомые аргументы! Именно после этой поездки идея издания писательской газеты не только укоренилась, но с каждым днем казалась все более реальной. По приезду в Краснодар в лице писателя и журналиста Ивана Карасева она приобрела еще одного убежденного сторонника. С ним мы обсуждали возможные рубрики, формат газеты. Но для издания не хватало главного – материальной базы. Чтобы решить хоть часть проблем, Вячеслав Динека самостоятельно принялся осваивать компьтерную верстку. Он обложился книжками и освоил профессию верстальщика и дизайнера! Вскоре к нам присоединился опытный газетчик и редактор Валентин Яковлев. Именно от него я впервые услышала многие типографские и издательские термины. Но собственная неопытность уже не пугала, ведь рядом сложилась команда – и члены правления писательской организации все до одного готовы были подставить плечо. Споров, кому должен быть посвящен первый номер практически не было – конечно Виктору Логинову, отметившему в тот год восьмидесятилетие. Людмила Бирюк, летописец нашего знаменитого прозаика, подготовила статью, Джабраил Халиди сделал фотографии, вычиткой материалов занимались Валентин Яковлев и Нелли Василинина. В 2005 году был создан общественный совет при краевой писательской организации, который возглавила Нина Антоновна Стрижова, директор художественной галереи Сантал». В ее лице, а также в лице депутата Законодательного собрания края Алексея Васильевича Горбунова газета обрела надежных помощников в первые самые трудные годы. Со второй половины 2006 года газета стала распространяться по подписке. Большой вклад в популяризацию издания внес Юрий Григорьевич Любимцев, ныне покойный. Благодаря его стараниям многие учителя литературы и кубановедения узнали о нашей газете, стали ее подписчиками. Не раз слышала я слова, что именно из нашего издания учителя узнали имена литераторов края, до того им неизвестные. Юрий Григорьевич провел опрос учителей и радовал нас, издателей, очень позитивными отзывами в адрес газеты. Это придавало сил и уверенности. Конечно же, сразу обратили на газету свое внимание любители литературы, самодеятельные авторы. Газета «Кубанский писатель» была представлена в Москве, как редактор я благодарна всем, кто давал мне добрые советы, помогал в становлении издания. Рубрика «Голоса России» стала постоянной в нашей газете. И благодаря ей о газете, о писателях-кубанцах узнали далеко за пределами края. Пять лет – это далеко немаленький срок в наше клиповое время. Честно говоря, хочется верить, что газета только набирается сил и расцвет впереди! Но наш «старший брат» газета «Российский писатель» уже практически не выходит в печатном варианте. И трудности, с которыми наше издание столкнулось в начале пути, к сожалению, постоянно присутствуют. Угроза закрытия газеты из-за нехватки финансирования все эти годы рядом с нами. И все же, пять лет мы радуем вас, дорогие читатели, новыми публикациями и существуем благодаря вам! Мы вместе – и значит, жива надежда! Верю в вас, в творческий и духовный потенциал кубанцев! Главный редактор газеты «Кубанский писатель», лауреат премии им. М. Алексеева Светлана Макарова
К 5-летию со дня выхода первого номера газеты «Кубанский писатель» Дорогие друзья! От всей души поздравляю вас с первой «пятилеткой» газеты «Кубанский писатель»! Все эти годы коллектив газеты стремился соответствовать высоким требованиям литературного издания – не просто публиковать произведения кубанских и российских авторов, но и открывать новые литературные звезды, приобщать молодое поколение к ценностям отечественной культуры, пропагандировать «читающий образ жизни». Уверен, никого из читателей газета не оставляет равнодушным. Каждый новый номер «Кубанского писателя» несет в себе маленькое открытие – будь-то публикация произведения неизвестного, но талантливого писателя, или же интересная статья, эссе маститого литератора. Но главное, что стоит отметить – сегодняшний круг авторов и читателей Кубани уже не мыслит себя вне того эстетического поля, которое возделано редакцией «Кубанского писателя». Прямо или косвенно, но каждый кубанец, интересующийся литературой и поэзией, сопричастен этому изданию. Желаю коллективу и авторам газеты вдохновенного творчества, новых ярких публикаций и высоких тиражей! Глава администрации (губернатор) Краснодарского края Александр ТКАЧЕВ
Главному редактору газеты «Кубанский писатель», председателю правления Краснодарской краевой писательской организации, Секретарю Союза писателей России Макаровой С.Н.
Уважаемая Светлана Николаевна! Пять лет Ваша газета является главным художественным форумом и хронографом творчества поэтов, прозаиков и публицистов Кубани. Ее страницы щедро украшены именами уже известных мастеров пера Вашего богатого на таланты края и открытиями еще только-только начинающих свой писательский путь. За эти же годы о ней узнали, ее по достоинству оценили и стали искать сотрудничества писатели из многих других регионов России. Среди благодарных читателей и заинтересованных авторов всегда есть и немалое число литераторов столицы. Зная, каких трудов Вам стоило создание Вашей замечательной газеты, каких сил и жертв требует продолжение ее выпусков, желаем Вам, Светлана Николаевна, коллективу редакции и всем, кто помогает «Кубанскому писателю», в этот первый юбилей построения самых смелых планов на следующее пятилетие! Верим в Вас и Ваших верных сотрудников, надеемся, что положительные перемены в жизни нашего государства, хоть и очень медленно, но все же доходят до культуры, что близится время, когда отечественная литература заново обретет свою заслуженную значимость в жизни общества и законное уважение в глазах власти. От имени секретариата Правления Союза писателей России поздравляю газету «Кубанский писатель» с 5-летним юбилеем, желаю творческих сил, творческих удач и творческого долголетия! С уважением, Председатель Союза писателей России, Заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора В.Н. Ганичев
Уважаемая Светлана Николаевна! Государственный академический ордена Дружбы народов Кубанский казачий хор сердечно поздравляет коллектив газеты «Кубанский писатель» с 5-летием творческой деятельности! Ваша газета несет жителям Кубани слово правды и духовной красоты, будит светлые и добрые чувства, остро ставит злободневные вопросы нашего бытия. Особенно отрадно то, что газета ведет большую и плодотворную работу по сохранению нашего наследия: не забывает о пропаганде народной культуры. Пусть же и впредь Ваше творчество дарит людям радость, духовность и свет истины! Счастья Вам, здоровья и любви Ваших читателей! Многая Вам и благая лета! С уважением, Художественный руководитель -главный дирижер Государственного академического Кубанского казачьего хора, Народный артист России, Украины, Республики Адыгея и Республики Абхазия, Заслуженный артист Республики Южная Осетия, лауреат Государственной премии РФ, доктор искусствоведения, профессор, композитор В.Г. Захарченко
Творческому коллективу газеты "Кубанский Писатель", Светлане Макаровой, главному редактору
Уважаемые коллеги! От души поздравляем вас с 5-летием выпуска газеты. Вести литературное издание в наше малолирическое время – задача не из легких. (Мы это знаем на собственном опыте – нашему журналу уже 12 лет.) За годы работы вы достигли многого – завоевали авторитет среди кубанских писателей, приобщили к художественному творчеству талантливую молодежь, стали известны далеко за пределами своего края. Спасибо вам за ваш благородный труд! Спасибо за публикации стихов и прозы, очерков и публицистики – да не иссякнет в людях, ваших читателях, человеческое! Спасибо, и пусть кубанская литература и дальше нас радует здоровым, животворящим, спасительным словом! Главный редактор русского литературного журнала «Молоко» Л.А. Сычева Лидия Сычева – лауреат премии журнала «Москва» (за рассказы, 2000), литературной премии имени Петра Проскурина (за книгу «Вдвоем», 2004), лауреат международного литературного конкурса «Народ мой – большая семья» (за рассказ «На Белорусской площади», 2007), премии им. Александра Невского (за книгу «Эх, славяне!..», 2008).
Главному редактору газеты" Кубанский писатель", председателю правления Краснодарской краевой организации, секретарю Союза писателей России Светлане Макаровой
Уважаемая Светлана Николаевна! Примите теплые дружеские поздравления с пятилетием газеты " Кубанский писатель" ! Спасибо, честь и хвала Вам как главному редактору, организатору, вдохновителю этого удивительного писательского издания и всему коллективу редакции! Газета удивительна, прежде всего, не столь и не только по высокому литературному уровню (другого – от писателей Краснодарского края и не ожидают), но по самому факту своего повления и столь длительного своего существования в наше сложное время! Так и держать: всем нам, пишущим, на радость и добрый пример нести высокохудожественное русское слово и его извечную "социальную значимость"! Всего Вам доброго!!! От имени орловских писателей Отв.секретарь Орловской областной организации, сопредседатель Союза писателей России Геннадий Попов
Уважаемая Светлана Николаевна! От имени петербургской организации поздравляем газету «Кубанский писатель» с юбилеем! Уверены, что она встретит еще не одно пятилетие, будет надежной пристанью для литераторов вашего края! Успехов и процветания! Борис Орлов, председатель СПб отделения Союза писателей Олег Чупров, член Высшего творческого совета СП России
Уважаемая Светлана Николаевна!
В Вашем лице разрешите поздравить всех жителей Кубани, а вернее – читателей газеты «Кубанский писатель» с хорошей датой – пятилетием газеты! Старт дан, начало положено, есть свои читатели. Город Омск – это середина Западной Сибири, но Омские литераторы знакомы с Вашим изданием и по-хорошему относятся к Вашей воплощенной в жизнь идее. Желаем дальнейшего плодотворного развития, крепких литературных материалов, хорошей финансовой составляющей, мира и добра Вам лично и всем, кто так или иначе соприкасается с газетой «Кубанский писатель». Всяческих благ! Секретарь правлений Союза писателей России и Ассоциации писателей Урала, председатель правления Омской областной организации Союза писателей России Валентина Ерофеева-Тверская
Первая пятилетка «Кубанского писателя» 18 декабря, в 13.00 в Доме ученых состоятся торжества, посвященные пятилетию газеты Краснодарского регионального отделения Союза писателей России «Кубанский писатель». Поздравить кубанских писателей с замечательной датой придут представители административной власти края, секретарь Союза писателей России прозаик и публицист Василий Дворцов (Москва), члены творческих союзов и литературных объединений. По словам Светланы Макаровой, председателя Краснодарского регионального отделения Союза писателей России и главного редактора газеты, все эти годы «Кубанский писатель» стремился соответствовать высоким целям деятельности регионального отделения: поддерживать создание высокохудожественных книг прозы, поэзии, публицистики, которые бы продолжали духовные традиции русской классической литературы. Кроме того, газета всегда способствовала популяризации творчества кубанских писателей. У истоков издания стояли Светлана Макарова, Джабраил Халиди, Валентин Яковлев, Вячеслав Динека, Иван Карасев, Нелли Василинина. Активную помощь оказала Нина Стрижова, директор галереи «Сантал», сейчас являющаяся председателем общественного совета при региональном союзе, а также депутат ЗСК Алексей Горбунов. Примечательно, что в первом номере издания была опубликована статья, посвященная 80-летию такого известного кубанского писателя, как Виктор Логинов. «Кубанский писатель» и теперь, спустя несколько лет продолжает работу по приобщению молодого поколения к ценностям отечественной культуры, поддерживает литературное творчество населения и пропагандирует «читающий образ жизни». Поскольку его издатели уверены, что возвращение культуры чтения, как и возрождение потребности общения с книгой, является их главной задачей. Краснодарское региональное отделение Союза писателей России Контактный телефон: 244-09-11
НАДЕЖДА МИРОШНИЧЕНКО «Тогда, когда случится», ИД «Историческое наследие Сибири», Новосибирск, 2010г. Но в калашный ряд… Пожалуй, я другого такого писателя сегодня и не знаю. Да и этого могу назвать т а к и м только сейчас. Поражает, каким лаконичным становится талант, когда берется за главную для себя тему. Каким глазастым и точным. Каким масштабным и национальным. Василий Дворцов. Самое удивительное, что про него пишут с первых публикаций. И хорошо пишут. С любованием, – слишком мощно одарен природой этот человек. Слишком мастерски и живописно владеет словом. Но талантливых русских писателей сегодня много. А вот чтобы так задеть душу! Так пронзительно искренне, с такой любовью прожить судьбы своих героев. Трагедию страны. Безвыходный героизм ее сыновей… Да еще и решить все это на площади небольшой книжицы художественного, почти поэтического, формата, толстенькой, крепенькой (в 430 страниц), удивительно неброско, но тонко оформленной в такт содержанию, в почти музыкальное траги-оптимистическое ее сопровождение. И сама-то книжица проявила воистину Божье послушание, выдержав пятилетний плен тишины, замалчивания, презрительного пренебрежения издательств – мол, ее, вроде, и не существует. И куда, мол, неветеран со свиным рылом да в калашный ряд. А, скорее-то, по недостатку гражданского мужества издателей. Уж больно это все правда – каждая страница книги. И уж больно р у с с к а я правда, мучающаяся, сострадающая, мужественная, замалчиваемая. Да и характеры русские, живые, сегодняшние. И язык русский. Весь какой-то вроде и без мата, а – крепкий. И без сладости, а дух захватывает порой таким художественным совершенством, что думается: это как? Новый классик появился в России? Да современный. Вызывающе спокойный за свой талант. Да несуетный. А ведь в жизни Василий совсем другой. Темперамент какой-то пушкинский, холерический. И не ожидаешь от него этакого! Хотя здесь, как раз, замысел именно пушкинский. Не могу отделаться от ощущения, что в своей программной книге «Тогда, когда случится» Василию Дворцову удалось все-таки впрячь «коня и трепетную лань» в одну упряжку. Видно, потому меня все время и преследует параллель с классикой ХIХ века, что воплощенное Александром Сергеевичем в двух своих замечательных трудах – «Капитанской дочке» и «Истории Пугачевского бунта», Василий Дворцов сумел объединить в одной своей повести «Тогда, когда случится». Художественное и документальное, прожитое во времени и вне времени на фоне исторической правды, композиционно и эмоционально выдержанное на грани нравственного предела, все здесь, огненно очистившись в тигле талантливого русского сердца, неоспоримо пополняет золотые запасы русской литературы. Масштаб задачи освидетельствования переживаемого народом – вот вызов времени сегодняшнему русскому писателю. Масштаб разрушения Отечества и противостояния этому разрушению. И недостаточный масштаб возрождения его. Никаких слез не хватает выплакать горе матерей, теряющих сыновей не на Отечественных войнах, а на войнах в Отечестве. Никакого смирения не может быть во времена борьбы Света и Тьмы, во времена нарождения юного Воинства Христова. Автору удалось создать общенациональный труд по исследованию, анализу и художественному воплощению южно-русской трагедии России, превосходящей классические, но театральные г р е ч е с к и е трагедии. Вот чем потрясла меня книга Василия Дворцова – масштабом поставленной перед собой задачи и решением ее на скромной площади повести. Мне хочется обойтись без цитат, т.к. собственная манера письма, композиционное совершенство произведения, беспредельная любовь автора к природе и человеку, умение точно и высоко выразить эту любовь и делают его книгу пронзительно-неповторимой. Слишком многое пришлось бы цитировать, доказывая явное: перед нами Мастер. Воспевая красоту гор, райских пейзажей и сталкивая восторг перед этой красотой с адом человеческого бытия, автор заставляет нас содрогнуться от содеянного людьми. Заставляет устыдиться каждого о себе самом: да кто же мы – Иваны, родства непомнящие, или великий православный народ, устоявший и состоявшийся в веках?! И во второй части книги, состоящей из 12 новелл, Василий Дворцов не теряет своего масштаба, творческой и духовной высоты. Православный не наспех, а глубинно, опытно воцерковленный, этот писатель в двадцать первом веке показывает нам характеры, сохранившие в себе чистоту лучших образов века семнадцатого. И опять невозможно удержаться от параллели уже с «Праведниками» Лескова. Разница в одном, насколько страшнее разрушилось общество за век ХХ, что впору, и впрямь, задуматься о временах п о с л е д н и х. Уверенна, что у этой книги бесконечно широка читательская аудитория: от собственно национально-русской до вселенски православной, и далее, включая всех, кто считает себя людьми. Сегодня для писателей существует множество премий. Отечественных и международных, вплоть до Нобелевской. За книгу «Тогда, когда случится» я бы Василию Дворцову дала премию Государственную, а орден – «За заслуги перед Отечеством». Нашим Отечеством.
Панорама
В клубе Артефакт, Краснодар, прошел экспериментальный вечер поэзии. Мероприятие для Краснодара редкое и даже можно сказать небывалое. Поэтому, несмотря на воскресный вечер, желающих послушать молодых поэтов было предостаточно. На полтора часа слушатели погрузились в волшебный мир фантазий и переживаний краснодарских авторов. В этот вечер перед любителями поэзии выступили три прекрасные девушки: Виктория Безверхая, Мария Петелина и Светлана Лаврентьева (Кот Басё). Все три поэтессы входят в краснодарское сообщество художников, поэтов и фотографов. Сменяя друг друга на сцене, девушки прочли некоторые из своих произведений, а Мария Петелина и Светлана Лаврентьева даже на некоторое время образовали тандем, разыграв перед присутствующими поэтическую партию. И даже не смотря на то, что выступили не все заявленные изначально авторы (отсутствовал Иван Белецкий – участник группы «Вода и рыбы»), можно с полной ответственностью заявить, что эксперимент удался. Надеемся, что в будущем такие вечера станут традицией, список авторов будет расти, а любители поэзии будут заполнять залы до отказа. Ведь не смотря на мнение, что поэзия как средство самовыражения умирает, людей пишущих, читающих и живущих стихами не становится меньше.
Вячеслав Динека «Сквозь темноту» 3 декабря в главном выставочном зале страны, в Московском Манеже, на площадке, отведенной художникам Кубани, прошла презентация книги поэта Вячеслава Динеки «Сквозь темноту». Книга, которой Краснодарское краевое отделение Союза писателей России открывает серию «XXI век. Поэзия Юга России», вышла благодаря известным краснодарским меценатам, супругам Рыбалко. Признанные знатоки и ценители живописи, Александр Алексеевич и Алла Андреевна уже несколько лет бескорыстно помогают и нашим писателям, являясь членами Общественного совета На презентацию книги «Сквозь темноту» в Манеже собрались родственники, друзья и поклонники поэта, интересующиеся литературой москвичи – члены Кубанского землячества, возглавляемого Юрием Федоровичем Азаровым, поэтом, членом Союза писателей России. Среди почетных гостей присутствовал Георгий Разумовский, в свое время, в должности руководителя крайкома, много сделавший для пропаганды творчества Виктора Лихоносова. Собрание развернулось в настоящий праздник русской поэзии. Выступавшие не столько говорили, сколько читали стихи – и Вячеслава Динеки, и Есенина, и Рубцова. И свои. Представлявший книгу секретарь правления Союза писателей России Василий Дворцов искренне поздравил всех кубанцев с обретением нового имени, которое принесет славу их земле, с началом новой издательской серии, первым же томом ставшей весьма ярким событием в национальном литературном процессе, так как: «Ваш земляк Вячеслав Динека – это поэт не регионального, а полномасштабно всероссийского уровня». Кроме заслуженных похвал автору книги, много добрых слов звучало и в адрес представленной присутствующим газете «Кубанский писатель», отмечающей в эти дни свой 5-летний юбилей. Собравшиеся высоко оценивали как профессионально-художественный уровень издания, так и гражданский подвиг основателя и главного редактора Светланы Макаровой. Которая, без какой-либо административной помощи сумела создать, и вот уже пять лет без единого перебоя выпускает столь необходимую писателям и любителям литературы огромного края газету, за эти годы получившую известность далеко за пределами Кубани.
Новые стихи Кронид Обойщиков С НОВЫМ ГОДОМ, КУБАНЬ! Воспоминаньями объятый Былых печалей и побед, Прошел две тысячи десятый В колонне легендарных лет. И с ним, теперь уже со Старым, Пусть нас покинут навсегда Густая гарь лесных пожаров И рек разбойная вода. Пусть Новый год в лучах рассвета Вновь над Курильскою грядой На землю русскую приветно Слетит, как ангел молодой. Он нам несет надежд свершенья, Он полон музыки труда. И в ожиданье напряженья Гудят электропровода. Наш хлебный край, казачий, вольный, Ты все, что мог, свершил сполна. И Новый год ты хлебом-солью Встречаешь с чаркою вина. Твоя душа, как степь, открыта, И каравай весомый твой Несут на рушнике расшитом Казак с казачкой молодой. Из лучшей выпечен пшеницы, Взращенной на твоей земле, Украсит он столы в станицах, И в Краснодаре, и в Кремле. Твой каравай с духмяной коркой, Твоя любовь, твой непокой, Красив, как утренняя зорька, И свеж, как воздух над рекой. И в тех краях, где все сгорело, И стало мертвенно-сухим, Его ломоть, душисто-белый Стал даром самым дорогим. Мы Новый год встречаем с честью Земным возвышенным трудом. Да будет счастье! Будет песня! Да будет светлым каждый дом!
ЗДРАВСТВУЙ, НОВЫЙ ГОД! Под звон курантов Старый год Покинул русские просторы. И наш испытанный народ Нацелил в будущее взоры. Да было трудно нам порой – И половодье и пожары. Но наш народ, народ-Герой Умеет вынести удары. И наша воля, наша сила Не подвели нас в горький миг. Корабль, по имени «Россия» Идет к победам напрямик. Так здравствуй Новый год планеты, Нас к новым высям призови. И озари высоким светом Всепобеждающей Любви !
Ирина РЕПЬЁВА О романе Захара Прилепина «Санкья» Выступая на сайте «Российского писателя», автор одного из комментариев недавно спросил меня, зачем писать о прозе Захара Прилепина вторую статью. Но ответ-то простой! Включаю на днях телевизор, передачу «НТВшники», посвященную вопросу бедности и богатства в современной России, и вижу среди официально приглашенных экспертов и радетелей за народное счастье Захара Прилепина, который бурно и почему-то не боясь, зовет нас с экрана зычным голосом «назад, в СССР». Глазом не успеем моргнуть, как начнет Захар заседать в Государственной Думе. Входил же одно время в передовую тройку лидеров «Справедливой России» на прошлых выборах в нижнюю палату парламента его коллега и друг Сергей Шаргунов. Потом, правда, вышла из этого некрасивая история. Вроде бы «раскусили» сущность Сергея и порвали с ним отношения. А известный и уважаемый многими литературовед Павел Басинский, между прочим, сравнил роман З. Прилепина «Санькя» с романом Горького «Мать». Тоже сильный ход. Буквально возвел в классики, и не где-нибудь в закутке, а на страницах органа власти – «Российской газеты». Роман же Сенчин в «Литературной России», которой только что отдал свое предпочтение в Открытом письме Александр Потемкин, объяснял: «Санькя» – о члене революционной, «экстремистской» партии… Прилепин попытался показать, что движет этими юношами и девушками, бросающими яйца в государственных мужей, приковывающими себя наручниками в здании администрации президента, вывешивающими красный флаг на крыше Госдумы, садящимися в тюрьму вроде бы за пустяки». Эти оценки показывают нам писателя Прилепина как некоего двуликого Януса. На удивление он всем нравится. Слева посмотришь, он, как охарактеризовал его либеральнейший Дмитрий Быков, «умудряется дерзить в глаза президенту, не боится ни черта, ни общественного мнения». Справа взглянешь – власть вполне лояльна к нему, если приглашает на встречу с премьер-министром. А то бы и на сто метров к Кремлю не подпустила. Значит, есть все-таки что-то общее между нео-большевизмом и нынешним либеральем? Ведь пока мы с вами наскребали денег, чтобы еще только купить «Санькю», эта книга уже получила Всекитайскую литературную премию как «Лучший зарубежный роман года» и премию «Ясная Поляна» как «выдающееся произведение современной литературы». Только к 2009 году совокупный тираж изданных в России книг Захара Прилепина составил четверть миллиона экземпляров, сообщает его сайт. И практически каждая его новая книга удостаивается высокой и звучной награды, хотя народ этого не просит! Двуликим идет Прилепин и через все свое творчество. В книге «Ботинки, полные горячей водкой», в котором помимо «Пацанского рассказа», есть даже «Бл…ий рассказ», он, скорее, маргинал, оторви и выбрось. Ну, охота вам читать, например, о том, как гуляки-парни предлагали девушкам шашлык из «собачатины», который в конце концов оказался свиным? И хотя и этой книжонкой, в предисловии к ней, восторгался все тот же Дмитрий Быков, (называет ее «одиннадцатью историями про «настоящих пацанов»), в реальности «Ботинки…» - авторская пустота души, похожая на ту просоленную тишину, которая устанавливается в мужской курилке после того, как в ней рассказан последний сальный анекдот. Ее истории – скучны и вымучены, а вовсе не то художественное слово, с которому писателю не стыдно обратиться с трибуны к своему народу. И, конечно, либеральный журнал «Огонек» величает сборник весьма кудревато: «На самом деле подлинный жанр этих рассказов — эпос: пацаны из 80-х и 90-х предстают перед нами подобно древнегреческим героям или книжным дворянам». В пору дальше сказать, что Прилепин написал «Илиаду», а не «Бл…ий рассказ», а потом заставить изучать ее в школе. И не думайте, что я преувеличиваю. Книги Захара Прилепины уже включены в обязательную или рекомендованную программу и экзаменационные вопросы пяти российских университетов! На выход «Ботинок…» откликнулось 28 средств массовой информации. И они нам всячески навязывают мысль, что проза Захара ой как нужна народу! Хотя, если присмотреться, она - всего лишь очередной либеральный «проект». В романе «Санькя» главный герой Саша Тишин готовит новую революцию, никак не меньше. Уже третью за последние сто лет. Революции, как правило, не бывают в единственном числе. Они повторяются до тех пор, пока те, кто совершает их руками простого человека, ни закрепятся на вершине политической власти уже навсегда. А меж тем, с каждой новой кровавой «волной», число коренного населения государства заметно сводится на нет. И потому, хотя нам говорят, что политика - грязное дело, мы должны быть предельно внимательны к тем, под чьими знаменами нам предлагают собраться. Кажется, автор романа «Санькя» предельно обнажен. Но что-то сразу же в нем и настораживает. Что-то, что остается поначалу как бы в тени. Вот Прилепин описывает безрадостный митинг оппозиции, который нисколько не похож на знакомую нам по учебникам истории маевку. Саша Тишин озлоблен. Его раздражает все: и говорливая оппозиция, и ее гонители. Тут и «верховный распорядитель митинга оппозиции, ответственный за порядок», и «депутат патриотической парламентской фракции»: у него «розовое, гладкое лицо отменно питающегося человека». И спецназ, который до поры до времени сидит в автобусе за шторками и ждет «возможности выйти, выбежать, сжимая в жестком кулаке короткую резиновую палку, ища кого бы ударить зло, с оттяжкой». Толпу, «согнанную за ограждение», Саша ощущает как «чумных». Транспаранты, по его мнению, «никогда и никого не смогли бы побудить к поступку». О ветеранах, которые вышли против власти с портретом Ленина в руках, он тоже думает плохо: «Почти все они были глубоко и раздраженно немолоды». Так нас подводят к мысли, что не только страной правят «не так», но и разрушают наш дикий капитализм «неправильно». Мол, надо делать ставку не на разговоры и убеждения, а на быструю, горячечную молодежь, которая вполне способна взять власть в свои руки с наскока, дерзко, быстро. Как будто молодость – это политическая привилегия, дарующая мгновенную удачу. Потому автор любит и своего юного главного героя и его товарищей, но любуется и молодящимся «философом, умницей, оригиналом Костенко», в котором угадывается писатель и организатор НПБ Лимонов. Но молодые люди, которых он собрал вокруг себя, и которых показывает З. Прилепин, мне - не нравятся. Четыре года назад они были просто «злыми юнцами, не всегда понимающими, что они делают среди красных знамен и немолодых людей». В черных повязках, «глаза озверелые». Сейчас «ребята подросли», но их «взрослость» все равно измеряется только «наглыми акциями и шумными драками». Тогда, на митинге их было 700 человек. Сначала они вопили: «Революция», особо рьяно налегая на первую букву. Потом Веня сорвал с древка знамя и «обрушил его на офицера», у которого «потекла ровным ручейком посередь лба кровь». Затем кого-то задавило свалившейся железной оградой. И «революционеры», слишком уж похожие на бесов, стали развивать свою «тактику» … спасаться бегством: сшибая урны с цветами, топча нежный чужой товар, разбивая витрины и переворачивая иномарки. «Наглецы» скачут по крышам машин «с дикой, почти животной» «радостью», констатирует З. Прилепин, «ища, что бы такое сломать». Таким образом, уже в начале романа «революционеры» представляют собою малообразованную свору маргиналов, а их «деятельность» тянет не больше, чем на мелкое хулиганство, за которое дают 15 суток. Ну, может, еще и побьют. Так и они же не ангелы: в областном городе ни с того ни с его подожгли «Макдоналдс», например, да еще – похохатывая, оттягиваясь на полную катушку. Бесы! И когда один из милиционеров ругается: «Нет, ну что твари … делают! Всю улицу расх….и!», сочувствуешь не «молодым и наглым», а их «заклятым», «политическим врагам». Может, с ними надежнее? Похоже ли это хоть сколько-нибудь на поведение героев Горьковской «Матери»? Невозможно сравнивать ни масштабы, ни глубину задач, не говоря уже о личностях. «Юная, орущая от счастья» орава хулиганов, по сути, не в состоянии принести никакого вреда тем, кто в результате перестройки сделался единственными и беспощадными хозяевами всей бывшей общенародной собственности. Поэтому для так называемого «митинга» у Вени есть вполне подходящее слово - «позабавься». Чтобы так себя вести, не обязательно называться «революционерами». Можно быть просто инфантильным футбольным фанатом с восемью годами отсидки в классе коррекции. Поэтому «старушка», случайно проходившая мимо «митингующих» и не узнает в них своих защитников: «Нехристь», - обращается она к Яне. «Провокаторы», - заявляет она Саше, а еще: «Жид. Жид и эсэсовец». А может она права? А потом как-то враз Саша и его драчливая «пацанва» переходят к захвату поста спецназа, потом - главного управления УВД и здания администрации губернии. И хотя делают они это вроде бы и ради меня, моего некоего «огромного будущего счастья», да еще и в тридцати регионах России разом, меня опять берут сомнения. А по дороге ли мне с бесами? А верю ли я в праведность этих людей, а хочу ли я, чтобы именно они стали той «кухаркой», что будет ныне управлять моим государством? И понимаю, что нет. Во-первых, это те самые люди, из которых вышел автор «Бл…ого рассказа». Это люди – Бл.-культуры и Бл.-идей. Значит, они начнут навязывать ее и мне. Уже навязывают. Во-вторых, хотелось бы остановить ваше внимание на любимой цитате писателя Прилепина: «Разве я сторож брату своему?» (Каин). Каин был братоубийцей, который ненавидел Бога за то, что Он изгнал его родителей из рая, сделал смертными, а еще и ждал после этого от Каина и Авеля подарков, жертвы, что, наверное, было в глазах Каина уже «сверхнаглостью». Поэтому он, по одной из богословских версий, сначала оскорбил Бога, а потом убил и брата своего, который любил Бога гораздо больше, чем Каин. Собственно, эта версия и служит объяснению того, почему наиболее кровавых большевиков называли в годы террора каинитами. Ненависть, гнев, злоба ведут к погибели души. И ведь Всеблагой Господь Каина за убийство Авеля не наказал! Сначала спросил: где брат твой. А когда Каин съехидничал: «Разве я сторож брату своему?» - просто изгнал его, и братоубийца превратился в изгоя. Саня Тишин тоже чувствует себя изгоем, скитальцем. Весь роман он разъезжая, нигде подолгу не задерживаться. «Я не живу в России», – говорит он. И тут кривит душой, конечно. Он в России, никто не посадил его на «пароход философов» и не отправил ни в Турцию, ни в Сербию. Когда же он заявляется в деревню, где доживают век его бабушка и дед, он и сам понимает, что деревенскость его «мнимая», наигранная. Никогда в общем-то не поливал он эту «почву» своим потом, чтобы ненавидеть врага за то именно, что он отнял у него ее. Отец его в свое время добровольно перебрался в город, легко расставшись с деревней, мать тоже, тут у них ныне и квартира. В романе Саша не прикладывает никакого труда к обработке дедова участка. А, заявив бабушке, что отправился «погулять», скорбно курит то тут, то там. Потом выпивает и закусывает и … отправляется в город. Вот такие у него «изгойские скитания». Тогда на кого же и за что же он так зол? Жизнь в Советском Союзе, вероятно, представляется ему «раем». И так как он с родителями этого «рая» лишился, «изгнан» из него, а хочет вернуть, то и кричит со товарищами: «Президента топить в Волге! Губернатора топить в Волге!», «Я ненавижу правительство!» Но разве рай так возвращают? И достаточно ли этой ненависти для того, чтобы стать столпом страны? Но Саня Каин еще и потому, что когда «партия» доверила ему убийство латышского судьи, а какой-то тип опередил Тишина, Саша гневается именно на Бога, заявляя Ему: «Ты думаешь, я скажу: «Спасибо. Господи?» - Не скажу». А вот и кульминационный момент: «Зачем, Господи, отнял это ? Я возьму в другом месте». То есть, зачем лишил меня возможности пролития крови - «я возьму в другом месте». Вот это и есть, по сути, Сашина натура. Ради того, чтобы она вылезла из него, проявилась более четко и сильно, он в ресторане поезда не оплачивает половину счета и, сознавая это все-таки «подлостью» по отношению к официанткам, распаляет свою претензию к Богу еще больше, когда издевательски спрашивает: «Хватит для ада?» Так не АД ли готовит он своим приходом к власти и для нас? А каинит вполне может не только низменное Бл.-искусство любить, но и обезбоживать, добравшись до власти, все остальные области государственной жизни. Это даже не «кухарка, управляющая государством», это «кобель» у руля страной, который, в лучшем случае ее утопит, а в худшем призовет на помощь Ходорковского и иже с ним. Знаменателен потому разговор Саши с Яной, тоже «революционеркой», бывшей пассией Костенко, а теперь женой на одну ночь самого Тишина. «Блудливый кот, - ласкает она его, - жадный кобель… У тебя очень красивая эта твоя … вещь… Я подумала, как замечательно она будет лежать внутри меня». Как говорится, в комментариях не нуждается. А философия «кобеля» по-кобелиному проста: «Я не нуждаюсь ни в каких национальных идеях… Мне не нужна никакая эстетическая или моральная основа, чтобы любить свою мать и помнить отца…» Но любит ли он мать, как говорит? Она фактически им брошена, как и дед и бабушка в глубинной деревеньке Черноземья. Мать никогда точно не знает, где сын и чем он занимается. Это в ее дом врываются, выломав дверь, те, кто ищет Сашу в связи с бездарным поджогом «Макдоналдса», который восстановили уже на следующий день. Саша - несчастье на ее голову, одинокая старость без внуков и ласки. Единственное, что делает Саша ради матери: угрожая осколком бутылки, отнимает кошелек у водителя и делится деньгами с мамой. Но о таком ли будущем мечтала она? «Мы идем в народ. Пить водку», - шутят «революционеры» костенковской закваски. Вот она Сашина «жизня», которую видит читатель: пить водку, по-дурному биться с кавказцами, задирая их, и оправдывать себя идеологией из пяти слов: «В наше время идеологичны инстинкты». Да, пожалуй, «революция», которую готовит Саша, вся обращена в прошлое. Начиная от тоски по «потерянному раю», кончая местью: «Мне выпало счастье знать людей, с которыми незападло умереть. Я мог бы прожить всю жизнь и не встретить их. А я встретил». И когда роман заканчивается, автор оставляет Сашу и нескольких его друзей фактически на эшафоте. Они в окруженном со всех сторон здании администрации губернии. Одного из младших товарищей Саши убивают на его глазах. Автор хочет выжать из нас слезу, но не получается. Потому что бешеных «кобелей» пристреливают. Тех, с кем Саше «славно брать, делить и приумножать власть». Непонятных таких народу, обозленных «кобелей», живущих в уверенности, что мир вокруг ненавидит их так же, как они ненавидят его. «Кобелей», в силу своей маргинальности, утверждающих «однозначно», что «наш народ» «красно-коричневый», и больше никакой. А это уже – дорожка к фашизму… http://www.rospisatel.ru/repjova-prilepin1.htm
|