Лучший способ обогащения языка – это восстановление прежде накопленных, а потом утерянных богатств. (А.И. Солженицын).

Кубанский                           №1

Писатель                             январь 2010

Ежемесячная литературно-просветительская газета Краснодарского краевого

Выходит с 23 мая 2008 года

 ОБНОВЛЕН 1 ЯНВАРЯ 2010
На главнуюО Союзе • Новости • Газета «Кубанский писатель» • Вести с мест • Поэзия • Проза • Полемика

Хорошая новость

Издательство - авторам

Краснодарское региональное отделение Союза писателей России объявляет о начале работы культурно-просветительского издательства «Кубанский писатель» над сериями «Поэзия Юга России» и «Проза Юга России». КПИ «Кубанский писатель» оказывает содействие профессиональным писателям и начинающим авторам в издании их произведений.
Контакты: e-mail: id-kp@mail.ru

Телефон: 8-918-355-08-71

 

Эхо события

В Москве 25-26 мая прошел Всемирный Русский народный Собор. Церемонию открытия возглавил глава ВРНС Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В своем слове Его Святейшество обратил особое внимание на значимость нравственной составляющей в образовательном процессе и охарактеризовал попытки «превратить образование в сферу коммерческих услуг» как опасные и чуждые национальной традиции и народному менталитету. Патриарх Кирилл призвал помнить, что образование «не сводится к просто накачке ребенка житейски полезной информацией». По его словам, «миссия образования, в первую очередь, заключается в передаче не только знаний, но и моральных норм». В работе Собора приняли участие председатель Краснодарского регионального отделения Союза писателей России С.Н. Макарова и член общественного совета при краевой писательской организации А.А. Рыбалко. 

 

В номере:

Горячая новость

Писательские дачи и прочие удачи

Юбилей

Г. Рослаева, Александр Стрыгин - рядовой литературы

Память

А. Стрыгин, Эти листки воспоминаний

Голоса России

Валерия Токарева

Геннадий Пузанов

Дебют

Виктор Будяк

Александр Суворов

Валентина Сопильняк

Татьяна Коваленко

Ю. Голубев

Книжная полка

Л. Бирюк, Бретер и дуэлянт (отрывок из романа)

В. Орел, За взлетной полосой

Проза

В. Кириченко, Жора - «Слава Кубани»

Имена России

К. Скворцов, У вишневого омута

 

Скачать номер:
№8, 2010 PDF (1,237 Мб)

 

 

Поздравляем
18 мая в Доме Русского Зарубежья им. А.И. Солженицына прошла Церемония вручения наград Первого Славянского литературного форума «Золотой Витязь».

Диплом в номинации «Большая поэзия», «За вклад в развитие отечественной словесности и единство славянских народов» вручен Николаю Александровичу Зиновьеву за сборник стихотворений «Крест».

Дипломом «За вклад в развитие отечественной словесности и единство славянских народов» в номинации «Большая проза» награжден Виктор Иванович Лихоносов за повесть «На долгую память».

 

Память

8 июня 2010 года не стало Евгении Владимировны Бакалдиной – жены и верного друга недавно ушедшего от нас выдающегося поэта Виталия Борисовича Бакалдина…

Человек удивительной внутренней и внешней красоты, Евгения Владимировна была настоящей Музой Виталия Борисовича. Ей он посвятил вышедший в 2005 году двухтомник избранных стихов, на титульном листе которого есть краткая и трогательная надпись: «Жизни моей соавтору»…

Евгения Владимировна родилась 6 января 1927 года в Таганроге. Она отдала любимой работе (преподаванию русского языка) 35 лет жизни, которые искренно называла счастливыми. Ей было присвоено звание Отличника народного просвещения, ветерана труда.

Светлая память ее светлой душе! Писатели Кубани.

 

Юбилей

Вокальной студии - 50

Именно столько лет исполнилось знаменитой вокальной студии Краснодарского Дома ученых и инженеров. В зале негде яблоку упасть, кругом цветы и подарки. Среди приглашенных гостей – народный артист России Владимир Бурылев, заслуженные артисты России Светлана Мамиконян, Владимир Генин, Александр Плахтеев, композитор Игорь Корчмарский, члены Союза писателей, поэт Нелли Василинина и писатель Геннадий Пошагаев, заслуженный журналист Кубани И. Лотышев, главный редактор «Кореновских вестей» Нина Роженко, а также активные многолетние зрители В. Хаустова, Н. Фирсунина, В. Меньших. Каждый участник концерта исполнил несколько музыкальных произведений разнообразного жанра. Неожиданной радостью для зрителей стали дуэты. А под занавес золотого юбилея вокалистов студии поздравили представители департамента культуры ЦО Краснодара и вручили им дипломы, подарки за многолетнюю музыкальную деятельностью Особенно этой награде обрадовалась молодая талантливая пианистка, преподаватель Краснодарской консерватории при КГУКИ, лауреат международных конкурсов, художественный руководитель и концертмейстер студии Елена Снагощенко. В ответном слове весь коллектив студии выразил признательность директору Дома ученых Евгении Виноградовой и благодарной многочисленной публике. На такой волнительной ноте закончился 50-й сезон. Следующий – 51-й, начнется в последнее воскресение

 

Для души

Победа добра и любви

Завершился VI Кубанский фестиваль православной авторской песни «Величай, душе моя…», посвященный 65-летию Великой Победы. Появились и новые талантливые имена.

Главная цель фестиваля «Величай, душе моя…» – пропаганда жанра духовной песни, поддержка талантливых авторов, композиторов, хоровых коллективов, исполнителей. Такое мероприятие создает условия для их творческого общения и самореализации. С каждым годом фестиваль приобретает новых участников и поклонников. За последние годы он явно помолодел: и среди исполнителей, и среди зрителей все больше молодежи. В этом году в нем приняли участие более 220 участников со всего Краснодарского края. Заключительный концерт начался с торжественного молебна в Войсковом Соборе во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. Далее зрители ознакомились с православной выставкой, и желающие могли приобрести изделия мастеров декоративно-прикладного искусства, среди которых дивные иконы святых, вышитые радужным бисером, различные сувениры из природных камней, рушники, церковная литература. Самых умелых мастеров награждали дипломами фестиваля. Открыла концерт в номинации «Автор – исполнитель» член Союза писателей России, общественный деятель Кубани Светлана Медведева. Она прочитала поэтический триптих «Где?», «День Победы», «За Родину!» и исполнила «Тихий вальс» на музыку И.Корчмарского. Эту до боли трогательную песню поэтесса посвятила ветеранам Великой Отечественной войны. Лауреатами фестиваля также стали ветеран Великой Отечественной войны, один из участников академического хора «Малиновый звон» Юрий Щетинин; Сергей Ушаков из Анапы, Анатолий Лукашевич из Новороссийска; Игорь Щербань, ансамбль семьи Щербань из ст. Тбилисской; Лия Шавидзе, Сергей Драганов, народный хор при Свято Михайло Архангельском храме под руководством Галины Михайличенко из Крымска; Светлана Петровская из Сочи; Бандурко Елена из Апшеронска; вокальный ансамбль «Православная молодежь» под руководством Анны Овасафян исполнил очень глубокую песню гимн материнской любви одного из членов жюри фестиваля диакона Свято Троицкой церкви Михаила Околота «Иди с Богом, сынок»; вокальный ансамбль «Солнышко», руководитель Наталья Околот из Краснодара и многие другие. Но больше всех сердца зрителей покорил 5-летний Сергей Щабыка из Крымска, исполнив с боевым чувством «Трех танкистов». В успехе малыша есть заслуга и Галины Михайличенко, музыкального руководителя детского садика №12. А военный костюм Сереже сшила нянечка детсада. Фестиваль подарил всем зрителям и участникам много света, от которого возвеличивается душа человека. И сегодня эта главная традиция русского народа, уходящая корнями в глубь веков, помогает ему возродиться.

 

 

 

Читайте в новом номере:

Село Обломово и «Мадагаскар»

«...в России все общественные процессы сначала происходят в литературе»

Кто под Новый год не хотел бы заглянуть в будущее? А уж во времена кризисные и подавно… Самое простое доступное гадание − по книге. Открываешь наугад и вот тебе подсказка. Только по какой книге гадать о будущем нашего общества? Подумала я, подумала и взяла с полки роман И.А. Гончарова «Обломов». Раскрыла − страницу за страницей читать принялась, про гадание уже и не вспоминала: какое тут гадание, когда черным по белому написано, как жить и кризисы не только международные, но и собственно российские преодолевать, а может и не знать о них вовсе. «А как жили взрослые в Обломовке?...Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее, готовую, от дедушки, а дедушки от прадедушки, с заветом блюсти ее целость и неприкосновенность, как огонь Весты! Как что делалось при дедах и отце Ильи Ильича, так может быть, делается еще и теперь в Обломовке», − пишет автор романа. Но, увы, мы то с вами знаем, дорогой читатель, что нынче и в Обломовке живут совсем по-другому. Впрочем, живут ли?

Скорее всего, обезлюдела Обломовка и покосились ее хаты, прогнулись, а потом и порушились крыши на них, заросли чертополохом поля и огороды, и скрылись от глаз людских печные трубы. И души обломовцев скорбно взирают на место, где жили они, и «…не клеймила их жизнь, как других, ни преждевременными морщинами, ни нравственными разрушительными ударами и недугами. …Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами; оттого всегда цвели здоровьем и весельем, оттого там жили долго; мужчины в сорок лет походили на юношей; старики не боролись с трудной мучительной смертью, а, дожив до невозможности, умирали как будто украдкой, тихо застывая и незаметно испуская последний вздох. Оттого и говорят, что прежде был крепче народ».

Коли народ был крепче, значит не грех нам, ослабевшим и вымирающим, позаимствовать мудрости житейской? Да вот же она, Гончаровым Иваном Андреевичем с неким сарказмом изложенная, «как живые картины», в воображении спящего Ильи Ильича: «…три главных акта жизни, разыгрывавшиеся как в его семействе, так у родственников и знакомых: родины, свадьба, похороны. Потом потянулась пестрая процессия веселых и печальных подразделений ее: крестин, именин, семейных праздников, заговенья, разговенья, шумных обедов, родственных съездов, приветствий, поздравлений, официальных слез и улыбок. Все отправлялось с такою точностью, так важно и торжественно.

…Ребенка ли выходить не сумеют там? Стоит только взглянуть, каких розовых и увесистых купидонов носят и водят за собой тамошние матери. Они на том стоят, чтоб дети были толстенькие, беленькие и здоровенькие. Они отступятся от весны, знать ее не захотят, если не испекут в начале жаворонка. Как им не знать и не исполнять этого?».

Эх, а ведь и вправду красивый обычай был на Руси – выпекать из теста жаворонков ко дню весеннего равноденствия и прилета птиц 9 марта старого стиля. Жаль, что сейчас день этот проходит незамеченным. Как и многие другие события столь же дорогие обломовцам. «Они с бьющимся от волнения сердцем ожидали обряда, пира, церемонии… Как только рождался ребенок, первою заботою родителей было как можно точнее, без малейших упущений, справить над ним все требуемые приличием обряды, то есть задать после крестин пир; затем начиналось заботливое ухаживание за ним. Мать задавала себе и няньке задачу: выходить здоровенького ребенка, беречь его от простуды, от глаза и других враждебных обстоятельств. …Только лишь поставят на ноги молодца,… как в сердце матери закрадывается уже тайное желание приискать ему подругу – тоже поздоровее, порумянее. Опять настает эпоха обрядов, пиров, наконец свадьба;…потом уже начинались повторения: рождения детей, обряды, пиры…». «Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать или заливаться добродушным смехом от деревенского юмора или, собираясь в кружок, рассказывали, что кто видел ночью во сне. …И старик Обломов и дед выслушивали в детстве те же сказки, прошедшие в стереотипном издании старины, в устах нянек и дядек, сквозь века и поколения. …И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, еще не отрешиться ему от этой веры».

Труд селяне сносили как наказание, «и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным». И все же построенное обломовцами стояло десятки лет без поправки. Как крыльцо в бариновом доме, что сделал славный плотник Лука. Через шестнадцать лет вроде шататься оно стало, но, «говорят, шатается и до сих пор и все еще не развалилось».

Картина жизни русской деревни, изображенная Гончаровым сегодня воспринимается иначе, чем это было хотя бы двадцать лет назад. То, что у самого автора вызывало ироническую улыбку нынче рождает не только умиление, но мысли о глубинной самобытности жизни наших предков. Деревня, ставшая основой русского мира, не просто слушала сказки о Милитрисе Кирбитьевне, Полкане-богатыре и Каличище перехожем. Русская деревня и была хранителем тех самых генов, что позволили нашей русской культуре играть ведущую роль в духовной, художественной и интеллектуальной жизни человечества. Русская культура завоевала такое высокое положение в мире не только своими художественными и эстетическими достоинствами. Она выражала душу своего народа, явила всем лучшие качества русских людей и потрясла мир своей высочайшей человечностью.

Это вызвало, с одной стороны, преклонение перед ней части деятелей культуры Запада. Но с другой – породило опасливое недоброжелательство обывателей и политиков, относившихся к России с подозрительностью и затаенным страхом. По словам публициста М.Антонова, «такими непонятными для обывателей индивидуалистического Запада, привыкших прежде смотреть на нашу страну свысока, а на русских людей – как на неких «недочеловеков» (впоследствии именно такой термин – «унтерменш» − будет использован гитлеровской пропагандой). Как говорил один из них, «самое удивительное, что вы – белой расы; будь вы, например, чернокожие, мы бы могли объяснить такую разницу в миропонимании, какая есть между вами и нами, расовыми различиями».

Но добродушные румяные обломовцы белокожи и русоволосы. Только в отличии от англичан, представляющих мир, как большую фабрику, от немцев, идеал которых – казарма; для крестьян и бар села Обломово Мир – храм.

Немецкий исследователь Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы», изданной между двумя мировыми войнами, поверг Запад в шок своим главным выводом: западноевропейская культура, сложившаяся на основе католицизма, примерно к 2000 году исчерпает свой творческий потенциал, и духовное лидерство в мире перейдет к православной русской культуре. При этом его приговор был вполне определенный: пусть люди Запада «возьмутся за технику вместо лирики, за мореходное дело вместо живописи, за политику вместо теории познания, а на поприще культуры им больше делать нечего».

Действительно, двадцатый век представил миру новые образцы русской-советской культуры – высокодуховной и нравственной. Увы, не оправдывает надежд век двадцать первый. В погоне за гонораром и коммерческим успехом забыты моральные ценности. Их все глубже закатывают под серый асфальт глобализма. Наши дети уже не так румяны и здоровы, как хотелось бы. А в их любимых мультиках, например, в «Мадагаскаре», даже на необитаемом острове экзотические зверюшки танцуют те же танцы, слушают ту же музыку, что и в центре цивилизованного мира. Так представляют себе счастье западные их создатели. Немудрено, что традиции дедов и прадедов забыты, забываются и – с таким напором массовой культуры – обязательно забудутся…

Литература, нередко, тоже становится лишь способом получения прибыли. Как и все остальные виды искусства. Но разве не прав был Иван Бунин, который писал, что в России все общественные процессы сначала происходят в литературе, а потом уже реализуются в жизни. Что и доказал Достоевский, написавший «Бесов» задолго до революции. Кризис наступил в литературе намного раньше 2009 года. И закончиться он тоже должен сначала в литературе. Как это сделать? Как вернуть светлый мир Обломовки, тем самым сохраняя себя и своих детей? Я приглашаю к разговору писателей Кубани, писателей России и вас, дорогие читатели.

Светлана МАКАРОВА,
главный редактор газеты «Кубанский писатель»

 

 

 

 

Hosted by uCoz