Лучший способ обогащения языка – это восстановление прежде накопленных, а потом утерянных богатств. (А.И. Солженицын).

Кубанский                           №9

Писатель                             сентябрь 2010

Ежемесячная литературно-просветительская газета Краснодарского краевого

Выходит с 23 мая 2008 года

 ОБНОВЛЕН 29 АВГУСТА 2010
На главнуюО Союзе • Новости • Газета «Кубанский писатель» • Вести с мест • Поэзия • Проза • Полемика

Хорошая новость

Издательство - авторам

Краснодарское региональное отделение Союза писателей России объявляет о начале работы культурно-просветительского издательства «Кубанский писатель» над сериями «Поэзия Юга России» и «Проза Юга России». КПИ «Кубанский писатель» оказывает содействие профессиональным писателям и начинающим авторам в издании их произведений.
Контакты: e-mail: id-kp@mail.ru

Телефон: 8-918-355-08-71

 

Главное - дети
По приглашению Татьяны Курасовой, директора Новолеушковской школы - интерната для детей-сирот (Татьяна Ивановна признана Человеком года в Краснодаре 2007-2008 гг.), на Кубани  побывала Н. Ерюхина, советник Государственного секретаря по образованию Союзного государства П. Бородина.
Опыт работы коллектива школы-интерната под руководством Т.Курасовой по приему детей в семьи, а у них из 230 случаев ни одного возврата, стал причиной столь важной встречи.
  Почему мы выбрали Краснодарский край? Потому что здесь самая благополучная обстановка, касающаяся проблем детства, говорит Нина Павловна. Ведь давно уже не секрет, что в нашем обществе существуют проблемы наркомании, игромании и много других социальных изъянов. Но как все это преодолеть? Мы знаем, что губернатором вашего края А.Н.Ткачевым и вице-губернатором Г. Золиной ведётся огромная работа по устранению этих остросоциальных проблем. Возьмите краевой закон о детстве, который сразу дал положительные результаты. Ведь не зря на Кубани по инициативе губернатора края создан департамент семейной политики, который решает проблемы семьи и детства. Точкой отсчета в нашей работе послужил пример работы Новолеушковской школы - интерната во главе с Татьяной Ивановной Курасовой.  Безусловно, без поддержки губернатора края не может быть и речи. Именно в Краснодарском крае решение этой проблемы подняли на высокий уровень. Мы хотим перенять положительный опыт Краснодарского края в изучении этой проблемы, далее разработать совместную программу по приемному родительству между Россией и республикой Беларусью, где тоже имеется положительный опыт. Мы должны обогащать друг друга новыми формами и методами работы в вопросах приёмного родительства.
В рамках визита состоялась встреча Нины Ерюхиной с членом Союза писателей России Светланой Медведевой. Эта встреча была не случайна. Гостью ознакомили с работой Афанасия Медведева, которого сразу после окончания Великой Отечественной войны направили работать секретарем Новолеушковсого райкома партии. При нем в районе повысилась не только урожайность зерновых и технических культур. Афанасий Федорович заботился о том, чтобы колхозники отдыхали интересно, ощущали полноту и радость жизни во всём. Это по его инициативе проходили ярмарки, джигитовки, выставки, театральные постановки, функционировали клубы по интересам.
Дело в том, что Президент России Д. Медведев мой ученик. Он был бесспорным лидером в классе, и, если, что-то делал, то «по – максимуму». От кого он унаследовал эту черту? У него благородные корни и по материнской линии и по отцовской, но думаю, пример деда во многом определил его будущее, рассказывает Нина Павловна. Мы не случайно обратились к Светлане Афанасьевне, унаследовавшей просветительский дар своего отца. Сегодня её деятельность в области культуры, науки и образования, за что она и удостоилась почётной награды губернатора края А. Ткачева, заслуживает и нашего внимания.  

В качестве подарка Татьяна Курасова преподнесла поэтессе яркий декоративный цветик-семицветик, Светлана Медведева томик своих стихов и новую книгу «Свет Родины» песенный сборник, написанный совместно с кубанским композитором Игорем Корчмарским, а Нина Павловна в свою очередь фотоальбом «Бородин и дети», пестрящий счастливыми красками детских улыбок.
Далее гостью ознакомили с достопримечательностями Краснодара.

Марина Голубева

 

«Славянское ожерелье»

21 августа 2010 года в картинной галерее Славянска-на-Кубани прошла презентация книги «Славянское ожерелье», посвящённая только что прошедшему в городе VII Международному фестивалю славянских народов, в котором приняли участие коллективы из Болгарии, Чехии, Словакии, Хорватии, Беларуси, Украины, а также многих кавказских республик, Ставропольского края, городов и станиц Кубани.

О. Почтенко, замначальника отдела культуры района, сообщила, что все участники фестиваля увезли с собой сборники стихов местных авторов. И это должно стать традицией фестиваля. 

В книгу «Славянское ожерелье» вошли стихи   членов литературных объединений Славянска-на-Кубани и Славянского района Е. Логвиненко, Ф. Щусь, С. Логвиненко, В. Дорошенко, И. Погорелова, Л. Лутаевой, А. Завгороднего. А также авторов, проживавших в городе и районе.

В коллективном сборнике представлены и стихи замечательной поэтессы, члена Союза писателей России Т. Голуб. За свою короткую жизнь ею написаны сотни стихов и баллад, многие из которых стали песнями, вышедшими далеко за пределы Кубани, России.

На презентации присутствовала сестра Татьяны Голуб - Людмила Лобова. Она рассказала вкратце о творческой жизни поэтессы, о страшной болезни, с которой ей пришлось бороться.

 

В номере:

Последнее обновление:
Наше интерввью

С. Макарова, Книги должны нести в себе социальную значимость

Добрый знак

Библиотеке станицы Старокорсунской присвоено имя И.Л. Дроздова

Событие

Памятник Сергею Есенину в Краснодаре

65 лет Великой Победы

Л. Стрыгина (вдова писателя)

Дороги войны

Дебют

М. Епатко, Сын Ведьмы

Поэзия

Новые стихи К. Обойщикова и Т. Соколовой

Критика

В. Клебанов, Спокойно каждый выверяя шаг (о рубайяте сочинского поэта Анатолия Тихоненко)

А. Горобец, Найти свое Солнце

(о новой книге прозы Сергея Сычёва)

 

Скачать номер:
№9, 2010 PDF (1,237 Мб)

 

Поздравляем
Борису Тумасову, писателю, ученому-историку, участнику Великой Отечественной войны  вручена  Всероссийская премия «Золотой венец Победы», в номинации «Художественная литература». Вместе с ним премией отмечены поэт Андрей Дементьев, писатель и редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков, прозаик Валерий Поволяев.

 

Крониду Обойщикову, Герою труда Кубани, Почётному гражданину города Краснодара, поэту, участнику Великой Отечественной войны  в канун Дня Города присуждена литературная премия имени А. Знаменского, учреждённая администрацией города Краснодара  и Краснодарским региональным отделением Союза писателей России.

 

Юбилей

Вокальной студии - 50

Именно столько лет исполнилось знаменитой вокальной студии Краснодарского Дома ученых и инженеров. В зале негде яблоку упасть, кругом цветы и подарки. Среди приглашенных гостей – народный артист России Владимир Бурылев, заслуженные артисты России Светлана Мамиконян, Владимир Генин, Александр Плахтеев, композитор Игорь Корчмарский, члены Союза писателей, поэт Нелли Василинина и писатель Геннадий Пошагаев, заслуженный журналист Кубани И. Лотышев, главный редактор «Кореновских вестей» Нина Роженко, а также активные многолетние зрители В. Хаустова, Н. Фирсунина, В. Меньших. Каждый участник концерта исполнил несколько музыкальных произведений разнообразного жанра. Неожиданной радостью для зрителей стали дуэты. А под занавес золотого юбилея вокалистов студии поздравили представители департамента культуры ЦО Краснодара и вручили им дипломы, подарки за многолетнюю музыкальную деятельностью Особенно этой награде обрадовалась молодая талантливая пианистка, преподаватель Краснодарской консерватории при КГУКИ, лауреат международных конкурсов, художественный руководитель и концертмейстер студии Елена Снагощенко. В ответном слове весь коллектив студии выразил признательность директору Дома ученых Евгении Виноградовой и благодарной многочисленной публике. На такой волнительной ноте закончился 50-й сезон. Следующий – 51-й, начнется в последнее воскресение

 

Для души

Победа добра и любви

Завершился VI Кубанский фестиваль православной авторской песни «Величай, душе моя…», посвященный 65-летию Великой Победы. Появились и новые талантливые имена.

Главная цель фестиваля «Величай, душе моя…» – пропаганда жанра духовной песни, поддержка талантливых авторов, композиторов, хоровых коллективов, исполнителей. Такое мероприятие создает условия для их творческого общения и самореализации. С каждым годом фестиваль приобретает новых участников и поклонников. За последние годы он явно помолодел: и среди исполнителей, и среди зрителей все больше молодежи. В этом году в нем приняли участие более 220 участников со всего Краснодарского края. Заключительный концерт начался с торжественного молебна в Войсковом Соборе во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. Далее зрители ознакомились с православной выставкой, и желающие могли приобрести изделия мастеров декоративно-прикладного искусства, среди которых дивные иконы святых, вышитые радужным бисером, различные сувениры из природных камней, рушники, церковная литература. Самых умелых мастеров награждали дипломами фестиваля. Открыла концерт в номинации «Автор – исполнитель» член Союза писателей России, общественный деятель Кубани Светлана Медведева. Она прочитала поэтический триптих «Где?», «День Победы», «За Родину!» и исполнила «Тихий вальс» на музыку И.Корчмарского. Эту до боли трогательную песню поэтесса посвятила ветеранам Великой Отечественной войны. Лауреатами фестиваля также стали ветеран Великой Отечественной войны, один из участников академического хора «Малиновый звон» Юрий Щетинин; Сергей Ушаков из Анапы, Анатолий Лукашевич из Новороссийска; Игорь Щербань, ансамбль семьи Щербань из ст. Тбилисской; Лия Шавидзе, Сергей Драганов, народный хор при Свято Михайло Архангельском храме под руководством Галины Михайличенко из Крымска; Светлана Петровская из Сочи; Бандурко Елена из Апшеронска; вокальный ансамбль «Православная молодежь» под руководством Анны Овасафян исполнил очень глубокую песню гимн материнской любви одного из членов жюри фестиваля диакона Свято Троицкой церкви Михаила Околота «Иди с Богом, сынок»; вокальный ансамбль «Солнышко», руководитель Наталья Околот из Краснодара и многие другие. Но больше всех сердца зрителей покорил 5-летний Сергей Щабыка из Крымска, исполнив с боевым чувством «Трех танкистов». В успехе малыша есть заслуга и Галины Михайличенко, музыкального руководителя детского садика №12. А военный костюм Сереже сшила нянечка детсада. Фестиваль подарил всем зрителям и участникам много света, от которого возвеличивается душа человека. И сегодня эта главная традиция русского народа, уходящая корнями в глубь веков, помогает ему возродиться.

 

 

 

Читайте в новом номере:

Наше интервью

Светлана Макарова: «Книги должны нести в себе и социальную значимость»
При Союзе писателей Кубани открывается секция писателей-фантастов

Писателей у нас на Кубани не то чтоб много, но, все -таки, хватает. А уж людей пишущих различные вещи и желающих издаться – и того больше. И далеко не все из них являются графоманами – многие могут написать что-то вполне читаемое, но к, сожалению, далеко не всегда имеют возможность издать. А те, кто могут – сталкиваются с иными проблемами. Не так давно Краснодарское региональное отделение Союза писателей России объявило о начале работы культурно-просветительского издательства «Кубанский писатель» над сериями «Поэзия Юга России» и «Проза Юга России».
– Собственно говоря это и не совсем издательство, – уточняет председатель правления Краснодарского отделения Союза писателей России Светлана Макарова, – просто наша организация решила помочь различных авторам запуская эти два проекта: серию книг по прозе и поэзии. Сейчас уже никого не удивишь, если автор за свой счет издал и две, и три, и пять книг. Однако зачастую, тексты не отсматривает даже корректор – не говоря уже о художественной редактуре. Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда автор издаёт книжку за свой счет, приносит нам, мы начинаем указывать на многочисленные стилистические ошибки, и человек буквально выходит из себя – ведь деньги-то по сути потрачены зря. Поэтому мы и начинаем проект по выпуску этих двух серий. Писатели из нашего Союза будут осуществлять художественную редактуру текста, верстка и корректура тоже будут под нашим наблюдением. Кроме того, договариваясь с типографиями об издании - мы уже сейчас выбираем те их них, где будут приемлемые для нас расценки.
Финансовый вопрос, конечно, всегда был и остается тут самым болезненным – сам проект по сути является коммерческим, издаваться будут авторы за свой счет. Но, конечно, не исключается и возможность спонсорской помощи – так уже в рамках проекта издан поэтический сборник Вячеслава Динеки «Сквозь тьму».
По словам Светланы Макаровой, в данном проекте Союз писателей станет проводить более либеральную политику по отношению к писателям, работающим в различных жанрах.
– До настоящего времени мы дистанцировались от писателей, работающих в жанрах фантастики и фэнтези. На сегодняшний день в Москве при нашем Союзе появилась секция писателей-фантастов, и мы также будем оказывать им поддержку - у нас в крае есть яркие, самобытнее авторы работающие в этом жанре.
Но хочу заявить однозначно – всё, что несёт разрушение, угрозу нравственности, нашей культуре, нашим традициям – всё это мы пропускать не будем. Книги должны нести в себе и социальную значимость.

Денис ШУЛЬГАТЫЙ,
корреспондент «Новой газеты Кубани»

 

 

ДОБРЫЙ ЗНАК

Библиотеке станицы Старокорсунской присвоено имя И.Л. Дроздова

3 сентября 2010 г. делегация краевого отделения Союза писателей России приняла участие в торжественном мероприятии «Светлой памяти достоин», посвящённом присвоению библиотеке станицы Старокорсунской имени Ивана Лукьяновича Дроздова, писателя-фронтовика, автора романов "Литейщики" и "Прощание с журавлями", а также серии повестей и рассказов.

В 1938 году его родители Лука Макарович и Мавра Дмитриевна из Оренбургской области переехали на Кубань. Выпускник Старокорсунской средней школы, Иван Дроздов прямо с выпускного вечера ушёл в военкомат и вскоре надел шинель курсанта Грозненского воен­но-пехотного училища. А в июле 1942 года уже в звании лейтенанта он командовал пулемёт­ным взводом и защищал Сталинград. 23 августа, тяжелораненый, по­пал в немецкий лагерь военнопленных. Ему удалось бежать. Он участвовал в боях за Днепропетровск, Одессу, в разгроме Ясско-Кишеневской группировки, освобождал Румынию, Болгарию. После войны, получив образование инженера-металлурга, работал сначала начальником литейного цеха завода «Запчасть» в городе Крас­нодаре, затем начальником крупнейшего в крае литейного цеха Крас­нодарского компрессорного завода.

В своем выступлении С. Макарова, председатель КРО СП России, отметила, что «Иван Лукьянович был человеком необыкновенно чутким и совестливым». Кронид Александрович Обойщиков, друг писателя, характеризовал его как человека «необычайной доброты и уважительности, живого, с прекрасным чувством юмора».  Кроме того, Обойщиков отметил огромный вклад Ивана Лукьяновича в работу Союза писателей Кубани: 30 лет, с 1966 по 1996 гг. он возглавлял Бюро пропаганды художественной литературы.

Любовь Мирошникова подчеркнула, что «присвоение имени Дроздова библиотеке – хороший знак». Роман писателя «Литейщики», как и другие его произведения, она прочла на одном дыхании. Геннадий Пошагаев в своё время был потрясён романом «Прощание с журавлями» и фактами военной биографии писателя, который «писал кровью и сердцем».

Людмила Бирюк, обращаясь к широкой читательской аудитории, подчеркнула: «Когда будете читать Дроздова вы не найдёте ни одного словечка неправды, потому что он писал о себе, обо всём, что передумано и пережито».

Директор библиотеки Ирина Чечётка рассказала, что на протяжении ряда лет сотрудниками ведётся работа по изучению и пропаганде творчества Ивана Лукьяновича и в дальнейшем планируется создание музея Дроздова. От имени сотрудников библиотеки обращаемся ко всем читателям газеты оказать помощь в сборе материалов о писателе Иване Дроздове: книг с его автографами, фотографий и других мемориальных предметов.

О. Кирьянова, ведущий методист

ИМО МУК ЦБС г. Краснодара

ЦГБ им. Н. Некрасова

 

 

СОБЫТИЕ

Памятник Сергею Есенину в Краснодаре

В Краснодаре, в парке «Солнечный остров» прошло торжественное открытие памятника Сергею Есенину. На мероприятии присутствовали мэр Краснодара Владимир Евланов, представители администрации Карасунского округа, члены краснодарского отделения Союза писателей России.

Еще в 1995 году по проекту кубанского архитектора  Александра Апполонова,  на средства предпринимателя Сергея Фролова, большого почитателя творчества великого русского поэта, памятник был установлен на территории краснодарского завода ЖБИ. А потом  предприятие «рассыпалось» в неразберихе рыночных преобразований. Постамент оказался никому не нужен. О том, что есть такой памятник в городе, знали немногие, и только спустя 15 лет  по инициативе администрации Карасунского округа и при активном участии предприятия «Парки, инвестиции, туризм» скульптура поэта переехала на новое место.
Торжественное открытие памятника поэту Сергею Есенину после реконструкции и «переезда» на новое место состоялось в субботу, 11 сентября, в Краснодаре в парке культуры и отдыха «Солнечный остров».   

«Убеждён – этот уголок станет одним из самых любимых горожанами, - отметил на церемонии открытия глава города Владимир Евланов, - сюда будут приходить почитатели творчества Сергея Есенина,  здесь будут проводиться различные культурные мероприятия, звучать его бессмертные стихи и песни.  И вызывает особую гордость тот факт, что теперь у Краснодара есть свое Есенинское место, которое доступно для всех жителей и гостей кубанской столицы».  В. Евланов предложил в день рождения Сергея Есенина, 3 октября, возле памятника поэту   ежегодно проводить литературные праздники.  Эту инициативу активно поддержали кубанские писатели, присутствовавшие  на церемонии открытия памятника,   С. Макарова, В. Архипов, Л. Мирошникова, Л. Бирюк, С. Медведева, Г. Соловьев, В. Деревянко и др.

В честь знаменательного события в парке была организована литературно-музыкальная гостиная. В ней, как и подобает, царила салонная атмосфера: играл  струнный оркестр, а присутствующие перешептывались, прижимая к груди томики любимого пиита.

 

 

65 лет Великой Победы

ЛИДИЯ СТРЫГИНА (вдова писателя)

 Дороги войны

В Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына прошел вечер памяти, посвящённый 90-летию А.В. Стрыгину.

Перечитывая записи моего мужа Александра Васильевича Стрыгина, его дневники военного времени, вспоминая рассказы о его боевой юности, я вновь и вновь переживаю те страшные события военных и послевоенных лет, которые лишили целое поколение юности и переломали судьбы людей. Эти девочки и мальчики шагнули из детства в ад войны и многие положили свои молодые жизни во имя победы.

Я сейчас как-то по-новому осмысливаю рассказы мужа о страданиях, выпавших на его долю. Видимо я более близко к сердцу принимаю каждое слово, чем это было 40 - 30 лет назад, и знаю, почему. Возраст! Теперь я смотрю на военное поколение глазами матери, вырастившей детей.

Вот он, Саша Стрыгин, 17-летний паренёк, вскормленный русской деревней, здоровый, красивый, талантливый, зачислен на первый курс тамбовского артиллерийского училища. Какая радость для всей семьи Стрыгиных! Ведь быть военным было престижно и почётно! Два года пролетели быстро, и летом 1939 года Саша получил аттестат с отличием об окончании учёбы, стал воентехником II ранга ВЧ 74378, вступил в кандидаты КПСС.

Уже тогда Саша писал стихи, читал их со сцены, помещал в стенгазете училища. Он много читал, заучивал и записывал стихи А.Блока, С.Есенина, Надсона, Маяковского -тогда было нелегко приобрести издания. Некоторые тетради с записанными стихами сохранились до сих пор, как и тетради с записями мудрых мыслей и крылатых фраз Монтеня. Ларошфуко, Хемингуэя, М.Горького и других. Понятно, молодой человек работал над собой, стремился не только овладеть профессией, но и повысить свою образованность. И это было не случайно. Довоенная молодёжь стремилась учиться, юноши и девушки после окончания школы смело уезжали в незнакомые города, поступали в вузы, техникумы, жили в общежитиях на скудные стипендии, одевались бедно, питались кое-как. Но учились!

Саша был младшим из троих детей в семье. Старший брат Миша и сестра Дуся учились в вузах Ленинграда, мать работала в колхозе, а затем на строительстве дороги, все силы отдавая детям. Отец давно уже оставил семью, короче - бросил детей. Но дети были дружны, помогали друг другу всю жизнь чем могли, заботились о матери, очень её любили. Её невозможно было не любить. Мария Ефимовна была сама доброта и жертвенность. Она всю жизнь жила то у дочери, то у сына, и всех опекала. Мне тоже посчастливилось быть ею опекаемой. Я её не хотела называть свекровью, только мама. Родная, милая, добрая, ласковая. «Где же ты живёшь», - бывало спросят её. А в ответ: «У меня домов - как у зайца теремов! Я то тут то там, и везде мой дом!» Умерла она всё же в Тамбове, легла в родную землю, как и хотела. Светлая ей память!

И так Саша - воентехник, но образование на этом не завершилось. Политическое руководство училища его направляет на переквалификацию в город Брест-Литовск, и с ноября 1939 г. он уже политрук полковой школы 515 сп 134 стрелковой дивизии Харьковского военного округа.

Уже шла мировая война, политическая обстановка в мире всё более накалялась, и кадры для руководства в армии готовились ускоренными темпами. Сашу направили вВоенно-Политическую Академию имени Ленина, откуда в ноябре 1940 г. перевели в Военно-Политическое училище г. Смоленск. Вот там его и настигла война.

Из училища Саша был послан представителем Политического управления Западного фронта 20-й армии. Решением Военного Совета 20-й армии он был назначен редактором дивизионной газеты «Звезда Советов», и комиссаром отдельного батальона.

С первых дней войны ему дважды выпало участие в боевых действиях. Его девизом были тогда слова A.M. Горького: «Не жалей себя - это самая гордая, самая красивая мудрость на земле!» Да где уж там жалеть, когда гибли товарищи в боях, армия отступала, батальон был измотан, в душе только боль и злость.

Вечером 4 октября 1941 года батальон получил задание овладеть деревней Сельцы Кардымовского района. Утром 5 октября начали наступление. «Ползли туманным ранним утром по картофельному полю незамеченными, но вскоре из немецких окопов застрочил пулемёт. Теперь оставалось одно - атака! Встать в рост на огонь! Комиссар обязан поднять бойцов в атаку. «На мой призыв бросилось много бойцов я это видел» - запишет потом Саша.

Но силы были не равны, исход боя был предрешён. Многие полегли на этом стылом картофельном поле, а комиссар, поднявший батальон был ранен разрывной пулей в голень правой ноги, потерял много крови, но товарищи вытащили его из-под огня на плащ-палатке, а вечером в медсанбате ему сделали операцию, наложили шину, отправили в полевой госпиталь. Если бы операция не была запоздалой, если бы после неё раненный мог спокойно набраться сил, не было бы потом длительного лечения в госпиталях. Но... Какой там покой, какое лечение, когда срочно надо было эвакуировать госпиталь в тыл, войска отступают. На открытых грузовиках автобата пометили раненных, повезли на восток. «И в этом потоке машин и людей была затеряна моя подстреленная жизнь», - запись в дневнике. «Я лежал на спине, укрытый шинелями и брезентом, подо мной гремели какие-то железные детали машин, было жёстко, неудобно, мои спутники, стонали от толчков беспрерывно они были ранены в грудь...» - читаю я в дневнике, «Вдруг десятки мин с противным визгом понеслись нам навстречу, звучный треск разрывов послышался кругом. Захлопали дверцы кабин - это водители покидали машины, чтобы укрыться в лесу». Спутники Саши попытались выбраться из машины, но это удалось только одному. Второй же был опрокинут разорвавшейся рядом миной и упал головой на грудь лежащего Саши. «Эта же мина не обошла и меня», - записал потом Саша. Пробив бинты уже раненной ноги осколок вонзился в стопу. Я обнял холодеющее тело моего спутника...»

Вот так безоружные, беспомощные раненные и их немногочисленные госпитальные врачи оказались в плену у немцев. Они были брошены в холодном коровнике, замерзали и умирали там. И если бы не помощь местных женщин, которые приносили раненным то картошечки, то ещё чего-нибудь съестного - не выжил бы никто. Врачи добились у немцев разрешения перевезти больных в здание школы и там делали им перевязки, лечили, как могли. Но вскоре всех молодых людей отправили за колючую проволоку в концлагерь в город Вязьму. Но некоторые смогли найти приют в крестьянских семьях деревни Кикино, где немцев не было и в этом повезло и Саше, который носил теперь имя Павла Боженова. Этим именем (именем своего деда Павла Алексеевича Боженова) Саша назвался по совету военврача Яблокова, который оперировал ему ногу. Совершенно ясно, что нельзя было выдавать ни подлинного имени, ни звания своего, ни партийности.

Павла Боженова приняла семья Анны Филипповны Леоновой, матери троих дочерей 12-17 лет. Анна Филипповна упросила старосту записать Павла как её сына Леоновым Павлом. Павел познакомился с деревенской молодёжью, стали собираться вечерами - читали стихи, играли на мандолине, делились новостями и, в конце концов, организовали партизанский отряд во главе с орденоносцем Путинцевым. В этот отряд была зачислена и Мария Ивановна Толочкина, медсестра. После войны она вышла замуж за Владимира Путинцева. Было установлено, что близко находится 33-я Ефремовская армия и отряд двинется на соединение с ней, но немцы вскоре появились и в Кикино. Молодые партизаны решили их «выкурить», напав на комендатуру. Операция удалась, но вскоре сюда прибыли каратели, начались обыски и расстрелы. Всех молодых парней деревни и пленных, оставшихся в Кикине по просьбе старосты Семёнова погнали в Вязьму в концлагерь.

«Первого августа 1942 года нас поездом доставили в Вязьму. Колючая проволока, десятки сотен оборванных худых людей. Второго августа нас построели и офицер через переводчика начал допрос: «Кто из вас партизан?» Молчание. «Кто есть комиссар или еврей?» Молчание. «Кто организатор молодёжи?» Молчание. Офицер начал кричать, грозить: «Я их сгною здесь в лагере, как собак» - перевел переводчик. Один «старожил» - носильщик мёртвых сказал нам, что здесь уже погибли 25000 человек. Здесь голодные вши и голодные люди. Здесь смерть, с которой не борются...»

Умирали от голода, холода, от непосильной для измождённых работы. Люди были худы, больны, завшивлены. Начался сыпной тиф. За пять с половиной месяцев пребывания в концлагере, после перенесённого тифа Павел Боженов постарел и исхудал так, что едва походил на себя, кожа да кости. И опять его вызволили из неволи Леоновы - выпросили у немцев за взятки. Да не долго ему пришлось отогреваться в доме спасительницы Анны Филипповны. Всех молодых людей - и мужчин и девушек - немцы погнали под конвоем на запад через деревни и сёла. «Первого мая 1943 года нас пригнали в деревню Милейково (Белоруссия), и здесь мы услышали, что под Починками объявились партизаны. Павел Боженов с маленьким отрядом из пяти таких же пленных приготовились к побегу. Им удалось раздобыть оружие у пьяных немцев, и 25-го сентября рано утром они уже были в лесу. Их принял партизанский отряд Шорохова, который потом слился с частями Красной Армии.

Пилотки насквозь у тебя пропотели,

В пыли и грязи, лишь сверкают глаза.

Тебя узнаю я по серой шинели,

Здравствуй, пехота родная моя!

Сборник стихов «Служи стране»

«Моя долгожданная! Сколько дней и ночей провёл я в мучительных думах о тебе! Сколько ни кем не видимых слёз пролито в ожидании этой встречи!» - такая запись осталась в дневнике.

Теперь Павел Боженов уже назвался своим настоящим именем. Он был назначен командиром роты при 185 зсп. Здесь он встретил боевого товарища лейтенанта Юрченко, который был помкомвзвода в августе 1941 года, когда батальон держал Соловьёву переправу на Днепре. Сколько радости от встречи боевых друзей!

Итак, действующая армия, ожидание отправки на фронт. Но последовала командировка в г. Смоленск для восстановления звания офицера и восстановления в партии.

«Мы встретились со Смоленском как друзья по несчастью - он остался без света, без воды, без красивых улиц; я остался без звания, без документов, без здоровья. Город пробыл пленником 2 года, разбитый и измученный как и я. А сколько вдохновенных дней я пережил в этом городе до начала войны, сколько стихов было написано здесь... Встреча с Лебедевым-Кумачом... Вечер сестры Маяковского... Вечер Серафимовича... А споры со смоленскими поэтами Николаем Рыленковым, Горбатенковым! Мои пародии на них, выступления на вечере Рыленкова в пединституте... Всё прошло... От Смоленска остались развалины, друзей разметала война...»

Но всё же с некоторыми старыми друзьями здесь встретились, снова учились. Познавали новую технику, вооружения, сдавали экзамены и Саша был восстановлен в офицерском звании.

В письме брату от 16 апреля 1944г. на ПП 70128 он пишет: «Нахожусь в резерве Западного фронта. Прохожу переаттестацию на строевого командира... Имею сейчас три сборника стихов: «Горькие песни», «Служи стране» и «О поэтах и поэзии». Жду отправки на фронт». А 30 мая 44г. в письме матери: «Опять открылась рана и вывела меня из строя. Этот проклятый остеомиелит замучил меня совершенно». Пришлось опять лечиться в госпиталях. Инвалидность...

С апреля 1945 года Александр Васильевич стал работать военруком и преподавателем технического черчения в средней школе села Безлюдовка Харьковского района. Работал успешно, имел благодарности и премии РОНО.

После войны оставшиеся в живых узники концлагеря города Вязьмы и Кикино разыскали друг друга.

Передо мной письма его друзей, переживших все ужасы плена и партизанской борьбы. В некоторых письмах к нему обращаются как тогда, в военные годы: «Здравствуй, Павлик!» Письма свидетельствуют о пережитом, о мужестве раненных красноармейцев и военврачей госпиталя, сумевших спасти 700 молодых жизней солдат и офицеров; о жертвенности простых колхозников, помогающих раненным. Передо мной встают как живые образы этих людей.

Вот военврач, профессор Эмиль Львович Ромель. Он сохранил картотеку 700 раненных, медицинский регистрационный журнал, и после войны на основаниисохранённых документов выдавал справки о лечении бывших узников концлагеря, которые их реабилитировали.

Профессор Яблоков сделал сотни операций, лечил раненных в тяжелейших условиях оккупации, когда не было ни лекарств, ни перевязочного материала, ни тепла, ни нормального питания.

Врачи знали пленённых командиров, комиссаров, офицеров, но записывали их под другими именами, берегли их.

Медсестра Мария Ивановна Толочкина лечила раненных, приносила им продукты от колхозников, была связной Владимира Путинцева с партизанами.

А вот простая, почти безграмотная колхозница Иванова Евдокия Ивановна из деревни Осипово Смоленской области. Она раздобыла лошадь, её муж смастерил сани, и взяв с собой маленького племянника 5 лет она собирала по деревням провизию для госпиталя: хлеб, картошку, муку, кто что даст. Часто она обменивала свои вещи на продукты. Её прозвали «мать-кормилица».

Леонтьев Сергей Александрович - бывший узник концлагеря и, как он пишет, «однокашник по печальному житью-бытью в Кикинском госпитале на Смоленщине» -автор очерков о событиях того времени.

И, конечно же, семья Леоновых, с которой Александр Васильевич не терял связи.

Многие кикинцы переселились в Москву и другие большие города. Их судьбы сложились по-разному. Но их объединяло большая любовь к Родине, борьба за её свободу и независимость. Это поколение истинных патриотов и героев. Сейчас мало кто из них остался в живых. Но мы их помним и склоняем голову перед ними, ибо им обязаны Великой Победой.

Читать полностью

 

Фэнтези

МАРГАРИТА ЕПАТКО

Сын ведьмы

Прошло несколько недель. Честно говоря, Егор не особенно считал дни. Он был так занят, благодаря бесконечным заданиям своей бабки, что едва вечером доносил голову до подушки. И это вполне устраивало подростка. По крайней мере, у него практически не оставалось времени на раздумья о маме, Алене и прочих вещах. За все время выдался один только выходной. Вернее, бабка оставила его в покое во второй половине дня.

– Семик, сегодня, – пояснила она ему, – уйду на гору с другими ведовками встречаться. Егор не имел представление о том, что такое Семик. Но ему стало очень обидно, что Ираида идет без него.

– Не грусти, – Ираида ладонью взъерошила его волосы. – Авсень ты пропустил – это малая встреча весны. Сейчас Семик наступает. С весной прощаемся, лето привечаем. За ним Русальная неделя. Станем березку обряжать, договора о дружбе заключать, смотреть, какое лето выдастся, да песни обрядовые распевать. Но настоящее веселье будет на Ивана Купалу, тогда и пойдешь со мной. А сегодня отдыхай. Отоспись, что ли.

Совет был как нельзя верным. Последние несколько ночей было полнолуние. И бабка учила его летать по лунному свету.

– В полнолуние его поймать легче, – наставляла она, после того, как Егор совершал очередной кувырок с крыши в прошлогодний стог сена. Летом то оно сподручнее. Не так одежды много, а потому легче. Зато сейчас в грязь не свалишься.

Егор тем временем вылезал, отплевываясь, из подопревшего сена и упрямо поднимался по лестнице на крышу. В целом, после трех дней занятий он мог с трудом парить над землей в течение пары минут. Правда, однажды Егор, преодолев собственный страх высоты, просто птицей взмыл в небо. Но на луну неожиданно набежала тучка, и он понял, что падает камнем вниз. В полуметре над землей он беспомощно завис: не получалось ни спуститься вниз, ни подняться вверх.

«Роман-фэнтези… Что это? Литературный жанр или мимолетное веяние скоротечной моды? На страницах литературных изданий редко предоставляется слово писателям, чье творчество переносит нас в мир оборотней и вампиров, ведьм и леших…

Подобного рода произведения традиционно считаются несерьезными. А между тем, фантазийные и мистические темы интересовали многих великих писателей, например, Н. Гоголя, Эдгара По… Невольно подумаешь о том, что в литературе нет хороших или плохих жанров. Все зависит от мастера… Сегодня на страницах «Кубанского писателя» наша газета впервые предоставляет слово автору авантюрно-фантастического романа «Сын Ведьмы» Маргарите Епатко. Она живет в Краснодаре, член Союза журналистов, автор нескольких фантастических книг. Роман опубликован издательством «Астрель» в Санкт-Петербурге, в серии «Фантастика настоящего и будущего». Пусть название этого произведения не пугает читателей. Герой романа – обыкновенный старшеклассник, который до поры до времени даже не подозревает о своих необычайных способностях. Но даже «сыну ведьмы», нужно немало учиться, чтобы творить чудеса…»

(Людмила БИРЮК)

– Все в порядке, внучек, – рядом с ним плавно опустилась на землю Ираида. Она повернула левую руку ладонью вниз. Егор тотчас оказался на земле.

– Ба, я же мог разбиться? Это ведь ты меня спасла, да? – Егор, сидя на земле, поднял на Ираиду глаза. От волнения он слегка заикался. Волосы слиплись от пота. Зато щеки постепенно переставали быть мертвенно бледными, приобретая естественный цвет.

– Испугался, родной? – бабушка присела рядом и ласково прижала его к себе.

– И вовсе она не суровая и не злая, – подумал про себя Егор. Ему стало спокойно и хорошо.

– Вот и ладненько, – внезапно отстранилась от него Ираида. – Ну, вставай, чего сидишь? – она легко вскочила на ноги. – И помни, я не бабка, а тетка. И вовсе бы ты не разбился. Может, покалечился бы чуток. Но для ведуна это не смертельно. А теперь, пока луна не зашла, давай еще разочек попробуем.

Нельзя сказать, что слова бабки успокоили Егора. За всю свою жизнь, он всего один раз сломал руку. В самом начале занятий паркуром, не успел сгруппироваться. Тогда ощущения были не из приятных. И хотя ходил он в гипсе всего неделю из четырех положенных, вспоминать об этом было противно. А тут он мог получить несколько переломов сразу. Подумать только?! Егор тяжело вздохнул. Ему совсем не хотелось снова учиться летать. Впрочем, после той травмы, ему и паркуром не хотелось заниматься. А ведь через два года он стал одним из лучших, доказав и себе, и другим, что может. Егор сцепил зубы и полез опять на крышу. Он ненавидел эту лестницу, эту ночь, луну и дурацкую метлу, которая все время путалась под ногами.

– Тетя, – повернулся он к ней неожиданно,        – а ведь ты ко мне вниз без метлы слетела.

– Так зачем она нужна, – пожала плечами Ираида. – Нет, конечно, если на встречу куда летишь, тогда уж без метлы не принято. Это как традиция. А так, по своим делам, да торопишься, только мешает.

– Тогда я тоже без метлы, – Егор осторожно положил ее рядом с собой на крышу. Потом, поймал полосу лунного света, и ступил на нее, раскинув руки, словно это могло бы помочь ему удержаться в воздухе. Дыхание перехватило. Он постоял так пару секунд, осознавая, что ему удалось это сделать. Он висел в воздухе рядом с крышей.

– Молодец, – похвалила его бабка, – а теперь лети вперед. Не ногами переступай, а лети.

Егор не двинулся с места.

– Ну, поставь себе цель, – как ни в чем не бывало, продолжила бабка, – допустим, достичь забора или колодца.

Егор выбрал в качестве ориентира забор.

Ему очень не хотелось в случае неудачи свалиться в ледяную воду. Выбрав цель, он на удивленье легко заскользил по воздуху. Через пару мгновений, свободно паря над забором, он решил облететь по кругу двор. Потом пролетел рядом с банькой и, обессиленный, приземлился рядом с поленницей.

Егор чувствовал себя выжатым, как лимон. У него не только дрожали руки. Его всего бил озноб.

– Экий ты нервный – подошла к нему бабка.

Ему послышалось или в ее голосе звучала гордость? И все-таки что-то было не так. Он понял что, когда посмотрел на небо. Там не было луны! Она исчезла. Вернее была закрыта набежавшими тучами.

– Ираида, луны давно уже нет, – уставился он на бабку, чувствуя нарастающую панику.

– Да, давненько. Тучки эти, чтоб им. Почти сразу набежали, как ты взлетел. А что сам-то не заметил? – невинно спросила бабка, заботливо укутывая его шалью.

– То есть я опять мог упасть? Но ведь я же не упал. Тогда что получается?

Егор вспомнил многочасовые наставления Ираиды об особенностях лунного света, о том, как правильно выбирать угол, под которым возможны полеты и уже в который раз почувствовал себя полным идиотом.

– Это значит, летать можно и без луны. Так? – он вопросительно посмотрел на бабку, прожигая ее взглядом. Вот только в почти полной темноте взгляда этого было не видно.

– Так то оно, так, – пробормотала Ираида, потихоньку подталкивая его к дому, – только не все просто. Кому-то луна нужна, а кому-то особо одаренному и не особенно. Пойдемка домой. Чайку попьем. Перенервничал ты.

Согреться тебе надобно. А то ведь и, правду говорят, все болезни от нервов.

Егор дал увести себя в дом. Там на столе уютно горели свечи. И ждал уже горячий самовар. Он по детской привычке обхватил руками горячую чашку и понял, что действительно успокаивается.

– Зачем ты меня обманула? – Егор серьезно смотрел прямо в глаза Ираиде. Его темно-серые, практически бездонные серые глаза напомнили Ираиде совсем другого человека, и она внезапно разозлилась.

– А что я тебе должна была сказать, внучек? Поверь в себя, прыгни с крыши и полетишь? Так ты бы меня за выжившую из ума дуру принял. Ведь так?

Егор не мог не согласиться с доводами, поэтому благоразумно промолчал. Но Ираиду, видимо, уже нельзя было остановить.

– Вы ведь все вокруг теперь такие умные. Материалисты хреновы. Вам все нужно по полочкам разложить, доказательства предоставить. Вот тебе и была целая научная теория про лунный свет. Только не я ее придумала. – Ираида подскочила, выбежала в соседнюю комнату и вернулась с какой-то истрепанной, покрытой пылью книжкой. Эту книгу в отличие от остальных в доме не жаловали. А держали скорее из милости. – Вот смотри, – она всунула ему книгу в руки

– Иоганн Готингейм «Жизнь ведьм и способы борьбы с ними». Это что? – искренне удивился Егор.

– Иезуит один написал. Считал, что хорошо в ведьмах разбирается.

– Иезуит, этот тот, кто ведьм преследовал и на кострах жег? – спросил Егор, недоумевая, как такая книга могла оказаться в доме у его бабушки.

– Ну да, – Ираида поджала губы, не желаю продолжать эту тему. – Открой, это в середине.

Егор перелистнул крошащиеся в руках страницы и нашел нужную главу. «Полеты с помощью нечистого». Готический шрифт был очень неудобен для чтения. Тем не менее Егор нашел нужный абзац.

«А еще ведьмы летают с помощью лунного света. Делают они это в полнолуние. Вылетают на шабаши через трубу на метлах», – Егор попрехнулся от смеха, представляя, каких это размеров должна быть труба, чтобы вылететь через нее на метле. Это не ведьмой надо быть, а цирковой артисткой.

– Ты дальше-то читай, – не поняла его веселья бабка.

Дальше нудно пересказывалось, как именно и из чего делают ведьмы метлу.

Какие заговоры произносят. А потом шло подробное описание структуры лунного света. С разбором того, как именно и куда надо ступать, чтобы взлететь. В общем, это и был источник той самой чуши, пересказанной ему бабушкой.

– Но если все это чепуха, – он осекся под ее строгим взглядом, – то есть теперь я знаю, что все это глупости, я не понимаю, почему полетел. Это эффект самовнушения, что ли?

– А тебе обязательно нужны объяснения? – спросила в ответ бабка. – Может они и есть, но я их не знаю. Я уверена в том, что такие, как мы, могут летать. И все. Для меня этого достаточно.

– А тут еще говорится про какие-то мази для облегчения тел в полете. – Егор снова заглянул в книгу. – Ага, как же. – Ираида взяла у него книгу и гневно захлопнула. – Они, прикрываясь этими якобы волшебными мазями, знаешь, сколько обычных знахарок уничтожили? – она унесла книгу в другую комнату.

– На самом деле при луне взаправду легче летать. – Ираида опять вернулась в комнату и налила им по второй чашке чая.

– Знаешь почему? Егор недоуменно пожал плечами. Он не мог уследить за ходом мыслей бабки.

– Потому, дурачок, что лучше видно. И меньше шансов в темноте наткнуться на какое-нибудь дерево или гору.

Егор подавил смешок, но, увидев хитрые глаза бабки, не выдержал и засмеялся.    

 


Поэзия

 

Новые стихи
 

КРОНИД ОБОЙЩИКОВ

 

ГОДЫ

Годы, годы, вы, как птицы

Прилетали в светлый дом.

Было любо вам гнездиться

В моем сердце молодом.

 

Принимал, как Божью милость,

С вами в стае стал летать

Сколько птиц теперь скопилось –

 Нелегко пересчитать.

 

Каждый год считал хорошим

И как мог, я все берег.

С песней нес я эту ношу

По тоске степных дорог.

 

Но темнее стали дали,

Стало тягостней кружить,

И готов я, как медали,

Вас в шкатулочку сложить.

 

Все пропето, пережито
Отгремел игривый гром.

Но окно мое раскрыто

И не спит аэродром.

20.07.201 г.

 

*  *  *

Мы когда-то уйдем за ограду

И оставим, как радость и боль

Небу – звезды и яблоки -  саду,

Знамя – Родине, детям – любовь.

 

Пламя душ – остывающим домнам,

Полю – колос, морям – корабли,

Наши слезы и горести – вдовам,

А возьмем лишь два метра земли.

 

Лишь два метра. Но будем мы рады

Что богаты, как были всегда.

Это ж рядом – всего за оградой -

Звезды, яблоки и города.

5.04.2009г.

 

*  *  *        

Не ходить мне на свиданья –

Глаз померкла синева.

Для любовного признанья

Растерял я все слова.

 

Постаревший, некрасивый,

Никому уже не мил

Но тебе, моя Россия

Я словечко сохранил.

 

То словечко, как колечко,

Я на память подарю.

На прощанье перед свечкой

Душу настежь отворю.

 

И в последний миг бессилья

То словечко прошепчу…

Но пока с тобой, Россия

Расставаться не хочу.

30.10.2009г.

 

ОДА СПРАВЕДЛИВОСТИ

Сияло все в подлунном мире,

Вокруг меня, во мне самом –

Я долгожданную квартиру

Открыл врученным мне ключом.

 

Давать я взяток не научен,

Но благодарным быть хочу.

Вот  подвернулся славный случай –

И стих хвалебный я строчу.

 

Еще недавно, по старинке

Мы фразой тешились одной

И повторяли без запинки:

Спасибо партии родной.

 

А ныне в день такого счастья,

От свежей радости такой

Я шлю спасибо нашей власти –

И краевой, и городской.

 

И Президенту молодому,

Что в назидание векам

Дал завоеванную долю

Спокойных дней фронтовикам.

 

Еще пою я эту оду,

Не первый, не последний раз

Тому великому народу,

Что все последнее отдаст,

 

Чтоб только воин наш российский

Знал в трудной службе наперед,

Что с первых дней до обелиска

О нем заботится народ.

 

И что дойдут закон и совесть

Во все Отечества углы.

И нашу воинскую доблесть

Взнесут державные орлы.

9.07.2010 г.

 

 

НЕЛЛИ ВАСИЛИНИНОЙ

Своим учителем Вы числите меня,

Но я бессилен подсказать Вам строки.

И все мои поспешные уроки,

Как печь зимой без страстного огня.

 

Медлительно и нежно Вы несли

Души своей бессметные богатства,

И отсекая всяческое рабство,

Вы сами стих свой к славе вознесли.

 

Работайте бесстрашно в тишине,

Моя любовь за все наградой будет.

Ваш след найдут старательные люди –

И счастье заколышится во мне.

6. 07.2010 г.

 

СМЕРТНИЦА

О, женщина, могла бы в чреве ты

Нести дитя – создание аллаха.

Но ты несешь

Могилы и кресты

На поясе проклятия и страха.

 

Прекрасны твои черные глаза

И гибок стан.

Но дни твои сгорели

И как петля, затянута коса

На тонкой шее вспугнутой газели.

 

Остановись! Душой ты чище тех,

Кто обманул тебя приходом рая.

Остановись! Сними с себя свой грех,

Красивая и молодая.

 

Ты для любви и счастья рождена

В родном краю божественно прекрасном.

Ты убивать невинных не должна,

О том Коран глаголет ежечасно.

 

Сама хозяйка ты в своей судьбе.

Прислушайся, как тихо, но упрямо

Твой не зачатый сын кричит тебе:

Я жить хочу, ты не шахидка, мама!

4.08.2010 г.

 

ТАТЬЯНА СОКОЛОВА
 

ОБРАЩАЮСЬ К МАТЕРИ

 Я хочу в облаках жить с тобой.

Видеть всех – богатых и бедных.

Слушать песни их ранней весной

В ярких облачках разноцветных.

Вздох твой ветер с луны принес,

На холмах цветы заалели…

Землепашцы застыли от слез –

Без работы, будто без цели.

Снится ей православный народ,

Ходят русичи с нищей сумою,

Мама в Славянске тихо живет,

Мамин взор орлит над землею.

А в округе шумят тополя,

И в России голодных не счесть.

Мама, стерпит ли наша земля,

Как могу я досыта есть?!

 

ЛОДОЧКА СМОЛИСТАЯ

Лодочка смолистая

По реченьке плывет.

Ой, никто в той лодочке

Песню не поёт.

 

Облачко у бережка

Над речной осокою,

Ой, ты лодочка

Молоденька, –

Что ж ты одинокая?

 

Селезни по реченьке

Парами плывут,

На шелковой муравушке

Утицы живут.

 

Над лодочкой смолистою

Чибисы летают.

Ой, чего ж я одинокая?

Об этом ночка знает.

 

 

ПОЛЕ КОЛОКОЛЬНОЕ

 

            Поэту – В. Горскому

 

Жил он рядом, за углом,

Жил он неспокойненько.

Кура пела петухом:

Предрекла покойника.

А к утру и в самом деле

Нежно, как ребеночку,

Парню видному одели

Белу рубашоночку.

Вот тебе и крепкий ельник,

С частым перелесочком…

В белом он лежит, как мельник,

Рукава в замесочку.

Нитку чудную не тронь,

На игольном кончике…

Он таил живой огонь

В синем колокольчике.

Но сгорел его цветок, –

Стали пеплом листики,

Лег поэт и занемог;

Все поэты – мистики.

Что за лед у нас в глазах?

Слезонька невольная.

Дай… ему на небесах –

Поле колокольное!

 

 

НАША ВОЛЯ

Чешет в поле кудри их

Ветер крутоярый,

Растоптали кони тын,

Расступились хмары…

Запрягайте, хлопцы, коней –

Потушить стожары!

 

Запрягайте хлопцы, коней,

Буйногривых воронят,

Мы отыщем свою долю,

Батьки путь нам окрестят,

И прознаем чьи то в поле

Огоньки горят?

 

Запрягайте, хлопцы, коней…

Гей, величина вольница!

По широкому раздолью

Разметнулась конница:

Будет вам ярмо тянуть

И всю жизнь неволиться!

 

 

В ДЕНЬ СВЯТОЙ ТАТЬЯНЫ

Святительнице  бью земной поклон,

Над нимбом у неё хрустальный звон,

Жужжат в лицо январские шмели,

Метели все дороги замели.

 

Снежинки серебрят седой плетень,

Поют на ветках льдинки целый день.

Кружит лавиной снежной пелена,

И в облаченье Вечности – Она!..

 

Распятая любовью, я молюсь

И головы поднять с земли боюсь.

Святой Руси грозят из-за угла,

Как мне любить, не потревожив зла?..

 

 

 

Критика

АЛЕКСЕЙ ГОРОБЕЦ

Найти свое Солнце

(о новой книге прозы Сергея Сычёва)

Сергей Сычев привлек к себе внимание первой же своей книгой «Хороводы», вышедшей в 2007 году в издательстве «Раритеты Кубани»: легкий и образный язык, юмор и добрая ирония, лиричность и теплота, свой «сычевский» стиль – все это говорило о том, что в литературу входит новый интересный и самобытный писатель.

И вот теперь новая книга – «Имя». Книга в некоторой степени неожиданная, по крайней мере – для меня. Первое, что бросается в глаза – неторопливость повествования. Автор явно писал не спеша, не стремясь к сохранению привычной для него легкости и лиричности, озадачивая читателя неожиданностью взгляда на мир. Мир внешний и, главное, мир внутренний, мир мысли и души. Чтение это легким не назовешь, но, войдя в его неспешный, неторопливый ритм, выходить из него уже не хочется.

Сюжетная канва вошедшей в книгу одноименной повести вполне вписывается в реалии современности, но движения души и рассудка исподволь уводят автора, а с ним и читателя, в те выси, где властвуют и Кафка, и Мураками, и Пухов. И это все притом, что нет в повести ни сползания в абсурд, ни потери ясности и лиричности в описании непростых, а порой и в чем-то мистических, душевных коллизий.

Слушай мир и мир отзовется в тебе – этот принцип помогает С. Сычеву оставаться собой и, никого не повторяя, идти в литературе своей дорогой, осваивая и заполняя в ней те пространства, к которым остались равнодушны писатели-современники. Пространства, которых так не хватает ему самому.

Сергей Сычев в своем творчестве достаточно одинок, но его не пугает опасность выглядеть немодным или остаться без читательской аудитории. Он знает, что искусство далеко не всегда может быть массовым и подлинность его проверяется только временем. Возможно, именно это и делает его прозу неповторимой.

При чтении книги невольно возникает ощущение того, что автор стоит на пороге широко распахнутой двери, за которой протекает другая жизнь, являющаяся отражением жизни нашей. Возвращение к себе – таков доминантный мотив разворачивающегося повествования. Уловив этот мотив, которому Сергей Сычев придает мистическую окраску, читатель переносит взгляд на себя самого и невольно задается непростыми вопросами, которые едва ли приходили к нему раньше. Поэтому совсем не случайно книгу открывает эпиграф, содержащий в своей единственной строчке совсем не риторический вопрос: «Взгляни: а под тем ли ты Солнцем стоишь?».

«Так о чем же эта книга?» – спросит читатель. Вряд ли получится однозначно ответить на этот вопрос. Много оттенков и смыслов содержится в ней. Каждый увидит здесь что-то свое. Вчитайтесь, вслушайтесь в её биение и, как знать, может быть, наш мир откроется вам с самой неожиданной стороны.

 

ВАЛЕРИЙ КЛЕБАНОВ

Спокойно каждый выверяя шаг
(о рубайяте сочинского поэта Анатолия Тихоненко)

С Анатолием Ивановичем Тихоненко мы знакомы очень давно. Он много лет руководит лазаревским литобъединением, а сам – как поэт – исповедует, главным образом, тему казачества, ибо является потомственным казаком.

Сейчас, подводя определенные творческие итоги, он издает свои «Сочинения» в нескольких томах, с которыми читателю еще предстоит познакомиться.

Но, помимо этого, он (неожиданно для меня) выпустил в свет книжку «Рубаи». Я, если честно, не приветствую стремление некоторых стихотворцев работать не в традиционных для русской поэзии жанрах или формах, а пытаться вырастить на российском черноземе японские хокку либо персидские рубаи. Как правило, выходит нечто вторичное и худосочное.

К счастью, бывают и исключения. И, мне кажется, рубаи Анатолия Тихоненко – одно из них. Писать стихотворную миниатюру – работёнка не из легких.

Но, как считал Н. Гумилев, одаренный поэт имеет шанс на успех, если он «надел на себя вериги трудной формы». А рубаи – как раз из таких, ибо требуют немало таланта, ума и стихотворного мастерства, чтобы добиваться чрезвычайной экономности в применении средств поэтической выразительности и высокой концентрации смысла. Автор в этом случае должен быть не только поэтом, но и философом, мастером чётких определений, ярких и ёмких, афористических словесных формул. Ведь, как утверждал когда-то Г. Гачев, выбранная автором литературная форма неизбежно диктует свои законы содержанию; так что тень великого Омара Хайяма нет-нет, да и возникает за спиной стихотворца, замахнувшегося на рубаи.

На мой взгляд, О. Хайям «застолбил» в своих миниатюрах определенный круг тем: эротика, винные возлияния, бренность бытия, спор с Богом о разумности и справедливости мироустройства. Поэтому, чтобы избежать «чужой колеи», Анатолий Тихоненко приложил немало творческих усилий и, за небольшими исключениями, ему удалось создать собственный рубайят со своей, тихоненковской тематической наполненностью.

Врагу не о прощении скажи, А руку дружбы честно предложи. И если он тебе ответит тем же, Такою дружбой вечно дорожи. Мне кажется, что здесь «озвучена» одна из заповедей православия: «Возлюби врага своего». Тему христианского всепрощения и любви к ближнему продолжает следующее рубаи:

Позор – больного вызывать на бой. Ты в сердце гнев (пусть правый) успокой.

Поверь, всегда достоин состраданья Враг, что повержен хворью, не тобой. В краткой статье не процитируешь все стихотворения, которые обрадовали меня неожиданностью мысли, зачастую неординарной и по-настоящему мудрой. А вновь перелистывая книжку, я наткнулся на рубаи, иллюстрирующие процесс создания стихов подобного рода:

Затеявши какой-нибудь пустяк, Глупец, глядишь, от беготни иссяк. И лишь мудрец великое творит, Спокойно каждый выверяя шаг.

В аннотации к сборнику написано, что стихи Анатолия Ивановича пользуются читательским спросом, выход каждой из книг ожидается с нетерпением. Многие стихотворения А.И. Тихоненко действительно могут доставить читателю эстетическое удовольствие, а рубаи, кроме того, наверняка сделают более мудрым и побудят к глубоким философским раздумьям.

СОЧИ

 

 

 

Hosted by uCoz