"Язык – орудие мышления. Обращ аться с языком кое-как – значит и мыслит кое-как" Алексей Толстой

Кубанский                                                                    №2

Писатель                                                                  февраль 2010

Ежемесячная литературно-просветительская газета Краснодарского краевого

Выходит с 23 мая 2008 года

 ОБНОВЛЕН 23 МАЯ 2010
На главную • О Союзе • Новости • Газета «Кубанский писатель» • Вести с мест • Поэзия • Проза • Критика • Публицистика

В номере:

Событие

Юбилей кубанского кобзаря

М. Солодкая, Поэтическая палитра Ивана Вараввы

Новые книги

А. Горобец, И полыхает пожар дождя...

Г. Пошагаев, Житейские истории

65 лет Победы

Б. Шереметьев, Битвы,  где вместе сражались они

Авторский лист

Н. Ивеншев, Любить пересмешника? Сумерки литературы

Н. Ивеншев, Хуторская Лолита

Проза

И. Карасёв, Фирма «Тремс» приглашает к сотрудничеству, или Дом на косе

Литературный запасник

А. Ильяхов, Абракадабра

Поэзия

Ю. Азаров, Казачья песня

 

Панорама
Краснодарское региональное отделение Союза писателей России выражает благодарность администрации города Краснодара за предоставление помещений в новом доме по адресу улица Парусная, 20\3.

Переезд офиса писательской организации намечен на начало марта. Внимание! Телефоны и адрес редакции газеты “Кубанский писатель” также изменятся. Подробности читайте в следующем номере.

 

 


Поздравляем

В Москве в Конференц-зале Союза писателей России состоялось вручение премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина за 2009 год. В номинации «Поэзия» лауреатом премии стал поэт Николай Зиновьев за книгу стихов «На кресте». В номинации «Проза» – Виктор Лихоносов за серию художественных очерков «Осень в Тамани». В номинации «События. Подвиги. Люди» за служение русской культуре премия вручена Виктору Захарченко. Специальный диплом «За служение Отечеству» Союза писателей России за просветительскую деятельность, служение слову и литературе присуждён поэту Крикору Мазлумяну.

 

Николай Зиновьев
ЕЩЕ РАЗ О СЕБЕ
Есть уголки в людской душе,
Куда заглядывать не надо.
Там среди мрака угли ада
Рассыпаны цветным драже;
Там меркнет Божия лампада,
Там чутко дремлет Вельзевул,
Туда заглядывать не надо.
И горе тем, кто заглянул!

 


* * *
На западе солнце садится светло,
Восток набухает грозою.
Дохнула прохлада, притихло село,
И ливень, – как даст! – полосою.
В саду на дорожках взрывает песок,
Сквозь солнце закатное льется...
И кажется, будто рыдает восток,
А запад как будто смеется.

 

 

* * *

28 января в Москве в музее Маяковского прошёл вечер-концерт по итогам Международного поэтического конкурса «Звезда полей 2010», посвящённого памяти Николая Рубцова. На нём состоялось вручение дипломов лауреатам конкурса. Честь открыть поэтическую страничку была предоставлена лауреату этого конкурса поэтессе из Темрюка Любови Галицкой

Десанка Максимович (Сербия)
Заполнена земля и в ней все страны
Вестями грустными о горестях людских.
В набат ударьте, излечите раны,
Звучит пусть на планете примиренья стих.
Пусть вести будут радостны и чисты,
Довольно слов о бедах, воровстве,
Мошенниках и о лжецах речистых,
Пишите о добре и о людском родстве.
Не вынимайте грязи из канавы,
Есть где-то и песок, что золотом блестит.
Воспойте тех, кто и чужую славу
Возносит, восхищаясь, с гордостью на щит.
Пишите иногда, что любите как братьев
Инакомыслящих, иноплеменных, всех!
Что был бы мир без них в большой утрате,
Что к непохожим ненависть есть смертный грех.
Хоть иногда, но напишите это! –
И капля доброты наш мир от зла спасёт.
И миллиарды звёзд нам озарят планету,
И красота растопит ненависти лёд!
(перевод Любови Галицкой)

 

 

Читайте в новом номере:

СОБЫТИЕ
Юбилей кубанского кобзаря

Кубань широко отметила 85-летие со дня рождения Ивана Фёдоровича Вараввы, поэта, драматурга, фольклориста, Героя труда Кубани, Народного поэта Адыгеи, лауреата литературной премия Союза писателей России им. А.Твардовского «Василий Тёркин», лауреата краевых премий в области культуры, почётного академика Кубанской Академии культуры и искусства, Почётного гражданина города Краснодара, почётного Атамана Пашковского куреня.

4-го февраля в Краснодарском историко-археологическом музее им. Фелицина открыта экспозиция, посвящённая жизни и творчеству нашего выдающегося земляка. На торжественном открытии о встречах с Иваном Вараввой рассказали кубанские писатели и поэты Любовь Мирошникова, Нелли Василинина, Людмила Бирюк, Геннадий Пошагаев, Татьяна Соколова, Игорь Ясинский. Запомнилось яркое выступление Нины Гурьевны Тежеровой, которая поведала о своей долгой, плодотворной дружбе с поэтом. В зале присутствовали многочисленные представители творческой интеллигенции, а также школьники и молодежь. Прозвучали стихи Ивана Вараввы в исполнении юных чтецов.

В возложении венков на могилу поэта 5 февраля приняли участие представители краевой и городской администрации, писатели Кубани, библиотекари, творческая интеллигенция.

В краевой юношеской библиотеке им. И.Ф. Вараввы 5 февраля прошли вторые литературные чтения, посвящённые творчеству кубанского кобзаря. Прозвучали доклады филологов, писателей, воспоминания родственников поэта. Особенно эмоциональными были слова внучки Марии: она приехала на юбилей из Америки, где, кстати, в Вашингтоне, в библиотеке конгресса, по конкурсному отбору хранится книга её деда «Всадники вьюги». На чтениях в краевой юношеской библиотеке был представлен сборник очерков, рассказов, воспоминаний писателей, композиторов, друзей о Иване Фёдоровиче Варавве «Певец казачьего края».

А затем в Муниципальном органном концертном зале прошёл вечер памяти поэта. В фойе была представлена книжно-иллюстративная предметная выставка «Юность, юность моя! Ты прошла пол-Европы геройски…», подготовленная библиотекарями Краснодарской краевой юношеской библиотеки. С экрана на сцене смотрел на зрителей, пришедших в зал, Иван Варавва, в лихой кубанской папахе, в казачьей парадной форме. И в словах ведущей вечера Валерии Полтораниной, и приветствиях начальника управления культуры города Т.Н. Рубан, начальника отдела искусств департамента культуры Краснодарского края А.К. Мяги, поэта В.Д. Нестеренко звучало признание таланта и самобытности И.Ф. Вараввы.

В концерте приняли участие образцовый вокальный ансамбль «Чаровница» им. И.Ф. Вараввы Дома детского творчества Староминского района, руководитель Лариса Варавва; студенты Краснодарского колледжа культуры, народная артистка России Раиса Гончарова и ансамбль «Родник»; Государственный концертный ансамбль «Ивушка» Краснодарской краевой филармонии; Государственный камерный хор, руководитель – народный артист России Вячеслав Яковлев. В финале вечера в исполнении Государственного камерного хора и Государственного эстрадно-симфонического оркестра прозвучали две части из кантаты «Казачья слава» В. Чернявского на стихи И. Вараввы – «Ярмарка» и «Величальная Кубани». Стихи поэта читали артисты Краснодарского государственного академического театра драмы Алина Кузнецова, Вера Великанова, Арсений Фогелев.

Из выступления на Вараввинских чтениях председателя правления Краснодарского краевого отделения Союза писателей России С.Н. Макаровой

ПОЭЗИЯ ДУХА

Творчество Ивана Вараввы можно смело назвать явлением определяющим нацию. Его стихи – это поэзия духа. В стихах Ивана Вараввы восстаёт Русь Христианская.

С пустой котомкою по хатам

Пойду в знакомые места:

Подайте милостыню брату

За ради Господа Христа!

Я не ищу ржаного хлеба,

С орлицей звонкие гроши.

Подайте в дар кусочек неба,

Крупицу благости души!

Курганы, храмы. Небо и Поле. Это не просто сущее, это духовные высоты, вечные и святые. Поле не только безмятежно зоревое, оно и Поле брани, Поле беды. «Клянёт казак владычество своё и плачет над вчерашней бороздою». Вечное Поле у горизонта смыкается с вечным Небом.

Что ж ты, синее раздолье,

Душу мне терзаешь?

«Небо – образ заглавный в отечественном фольклоре, а затем в литературе. Иван Варавва не просто восприемник этой традиции. Его художественный дар исповедует Небо».

Он пишет:

Из битвы я прибуду в небеса

Пред чисты очи строгого Иисуса…

Ныне сбылись слова поэта. И его главный подвиг, за который чтит Кубань своего кобзаря – сбережение крестьянского казачьего мира.

Воскрешу запорожские дали во ржи,

Закубанские были, казацкие саги…   

 

 

Вторые Вараввинские чтения                                                          
Поэтическая палитра Ивана Вараввы
М. СОЛОДКАЯ

Творчество Ивана Фёдоровича Вараввы богато разнообразием тем, жанров, художественных форм. Лирическая песня, героическая баллада, народная комедия из жизни кубанских казаков начала XИX века – всё органично и ярко, глубоко трогает душу читателя. Легко определяются главные темы его творчества, так как их формировала сама жизнь поэта: это тема родной Кубани, её истории и современной повседневности, и тема Великой Отечественной войны.

Рождённый в казачьей семье, вынянченный в «байде колыбели» под бабкины песни «своей родимой стороны», он навеки усвоил образный песенный строй народного языка. «И эта песнь чубатых предков во мне смеялась и жила», – так объясняет поэт источник любви к казачьему фольклору, который взрослым человеком собирал долгие годы. Конечно, он сам задавался вопросом, откуда явилась в жизнь обычного станичного хлопца поэтическая муза? И отвечал в стихах:

Где начало моё?..

В сердце радужном

Радостной мамы.

В материнских слезах,

На её молчаливых устах.

А заканчивал мысль, объединив как в нерасторжимое понятие два самых важных начала в человеческой жизни: Мать и Земля:

Моя славная мама,

Как и все беззаветные люди,–

Беспредельна и вечна

Как вечна под солнцем земля.

Эта кровная, генетическая связь определила особенность, узнаваемость произведений поэта. Земля Кубани – степи, курганы, предания заветной старины о мужестве и доблести казачьей, вольные кони, сильные люди. Вот где источник его вдохновения!

Описания природы в его произведениях красочны, объёмны, сюжетно выстроены так, что вписываются в само мироздание. Это очевидно, если рассмотреть как пример образную систему стихотворения «Степь». Словесно создана картина былинного, беспредельного раздолья. Поэт выстаивает её, как живописец, располагая пейзажные элементы согласно рельефу местности: внизу – ручей, выше – равнина степи, ещё выше – могучие травы, и, наконец, стройные пирамидальные тополя, способные «шевелить» небо, и ветер, поднявший выше тополей молодого орла.

Даль без края, ширь степная!

У криницы тополя

Шелестят не умолкая,

В небе тучи шевеля.

…Степовой горячий ветер

Бросил орлика в зенит.

Степь да  степь на белом свете

Дышит зноем и молчит.

Но степь в поэзии Вараввы не молчит, она звенит спелым колосом, поёт голосами «звонкой речки», птицы «иволги» и – прекрасными стихами автора, которого взрастила и вскормила своим хлебом. А он в её просторе почувствовал связь жизненных стихий: Солнца, Земли, Воды, Неба – огромного космического пространства, в котором существует человек.

От многих современных поэтов Варавву выгодно отличает творческое отношение к языку, естественное словотворчество, не противоречащее языковым правилам. У него река – забурунилась, кущи – бурьянистые, храмы – курганятся, волны – чубарятся, лето – меднозвонное, в окопе – теснота и дымота, конь – черногривец, «зимовейко (пурга) хохочет в лицо», «травица» – трава. Каждое из названных слов рождает неповторимый образ.

Поэт часто использует слова из местного говора, сложившегося после переселения украинских казаков на Кубань в конце XVIII века, что стало одной из этнических особенностей кубанцев. Много таких слов в стихотворениях Вараввы: «вже (уже)», «заграй (заиграй)», «кожушина (тулуп)» и т.д. Они создают неповторимый колорит и отражают участие украино-языкового элемента в народной культуре сегодняшней Кубани.

Погружаться в его образную систему радостно, потому что всё узнаваемо, но неожиданно. Пример – картина морозной бури, созданная с помощью снежных «коней»:

И вьюжные кони грызут удила,

Сбивают по свету подковы.

Сколько в нашем воображении возникает действий: буря рвёт, бьёт, ревёт, неистово закручивает воздух! Но нет в этом поэзии, в отличие от процитированных стихов.

Или поэтическое изображение водопада одновременно как извозчика и как лошадиной упряжи: «Тяжёлые струи в вожжах водопада…». Удивительно работает воображение автора: чуткий читатель может представить себе эти вырывающиеся из рук туго натянутые «вожжи».

Часто самый незначительный, казалось, образ Вараввы превращает в многоговорящий, переводит его от индивидуального смысла – к общему, от сиюминутного – к эпическому:

На тонкой бадылке колышет снега

Когтистая чёрная птица.

Всего лишь множественное число слова «снег» создаёт масштабность, значимость картине, а цвет «когтистой» птицы – вносит в неё трагическую, тревожную ноту.

Неизбывное горе человека поэт может передать одной скупой строчкой: «И голосно и горестно заплакал», – здесь для этого он использовал сочетание общеупотребительного наречия с неологизмом. Такая поэтическая смелость и создаёт дорогую в творчестве лаконичность.

Огромную, непредвиденную молодым сознанием будущего поэта роль сыграла в человеческой и творческой жизни Ивана Вараввы Великая война, которая обрушилась на его Отечество в июне 1941 года. Ему было всего 17 лет, когда на глазах привычный миропорядок мгновенно превратился в прошлое:

Всё было в жизни у меня:

Свой кров, и дом, и сад.

Моя семья, моя родня –

Во всём свой лад

И склад.

В испытаниях войны «горели наши лучшие годы», напишет он позже, но в огне рождалось мужество солдата, защитника не только России – всей «планеты Земли», сформировалась и закалилась личность. Здесь же наполнялась новыми особенностями образная система молодого поэта.

Предметный мир теперь воспринимался через военные впечатления. Так небольшой снаряд, бросаемый рукой, превращается в «возмездие», которое воин несёт врагу «в спрессованном громе гранаты». Солдат перед боем готовит оружие, оснащая его пулями, но они не названы, а «подсказаны» метафорой: «Пять смертей вбиваю я в винтовку, / Сто смертей – в подсумке берегу». А вот по фронтовой дороге движется военная часть с «пушками, машинами, повозками». Это техника, бесчувственный металл, поэту достаточно перечисления. Зато о пехоте, собственными ногами «перемерившей пол-Земли», поэт говорит по-другому: «И пехотные роты / Несут на плечах небосвод». Снова метафора, но такая, что рождает высокий эмоциональный накал, создаёт ощущение значительности момента, возвышенное, романтическое впечатление эпохальных событий.

Действительно, понимаешь и тяжесть их ратной работы (каково нести небо!), и мужество, которое они проявляют.

Война навсегда вошла в сознание молодого поэта и на долгие годы наполнила его как тяжёлыми воспоминаниями, так и чувством гордости за воина-солдата, одолевшего всё и победившего, гордости за свою Родину. К началу XXI века мало их осталось на земле, ратников-освободителей, вышедших мае 1945 года из военной купели. Иван Варавва с горечью сказал о себе в предисловии к авторскому сборнику «Пожары Отечества», который появился в печати в 2001 году: «Я последний поэт Великой войны Отечества». Война и на его теле оставила незабываемые следы, он обещал тем, кто не вернулся: «Я суровую скорбь через годы войны пронесу», – и выполнял обещание всю последующую жизнь.

Проникшись за годы войны переживаниями и образами войны, Варавва стал невольно использовать как художественный приём сравнения с понятиями из военной лексики: «приказ, как штык», «колоски ...звенят, как пули», «мороз грянул... как из пушки-стодюймовки», солдатская песня «зацвела, как сад весенний». Или:

Текучая речка

Лежит в камышах,

Как шашка с насечкой

В суровых ножнах.

Он находит наполненные метафорического смысла эпитеты, рисующие и военные пейзажи, и ощущения человека на войне: «солнце закопчённое, в дыму», рассвет – «сабельно-свинцовый». военная дорога – «изнурённая», «свисты ветра пулевого», кони (всадники убиты) «свободой сёдланные», «огонь пекучий».

Метафорами поэт пользуется постоянно, они выразительно характеризуют события. Вот умирающий казак, у которого «заря по глазам потекла». Вот походные трубы подняли тревогу: «сигнальные трубы в разливе». В звуках боя слышно, как «пулемёт чечётку дробно выбил». Или такие примеры:

...дождик-верхолаз

Клевал армейские шинели.

...Пшеницу косят пулемёты...

Добрые, домашние, мирные понятия (и занятия) воспринимаются как зловещие по смыслу происходящих событий.

Создавая картину ночного боя, поэт «оживляет» силы природы, превращая в деятельных участников событий:

Ночь топтала полынь,

над жестокостью боя сутулясь,

И звездою украсила сабли кривой рукоять.

Конечно, читатель мысленно рисует себе реальную, а не через призму метафоры переданную картину: бойцы вели тяжёлый ночной бой на полынном поле, а звезда – это отблеск на металле, скорее всего, взошедшей луны.

Выразительны строчки, в которых предвещается Победа, не прямо, а метафорически передающие эту мысль:

Мы вышли из битвы тяжёлой и злой,

В живых оставалось нас мало,

Когда наша юность над Эльбой-рекой

Зарю на штыках колыхала, – 

то есть качала, лелеяла, как малого ребёнка, а «на штыках» – потому что он требовал защиты. Сами ещё юные, ценой огромных потерь, солдаты приближали зарю новой жизни для народов всего мира, зарю, которая уже явственно засветилась на Эльбе, немецкой реке весной 1945 года. Отсюда вышел человеконенавистнический фашизм ещё в 30-е годы, здесь ему и пришёл конец. Именно эту мысль ёмкими словами ярко и романтично передал автор.

Но страшные картины боя Варавва изображает, почти не обращаясь к сложным художественным приёмам, прямо называя факты:

...В бою горит железо тяжко,

И лопаются в полыми глаза.

...Я запомнил, как танки на танки идут на таран.

Тихо пятятся задом в смертельной отчаянной драке,

Подминая убитых, оглохших, ослабших от ран

Под свои и чужие железа ребристого траки.

Стихами отмечен путь воина-поэта, начавшийся от родного порога в станице Староминской на Кубани. Он ставил под ними даты и называл места: станица Пашковская под Краснодаром в августе 1942-го, Горячий Ключ, Хадыженск, Туапсе; в 1943 – станица Крымская («Голубая линия»), Абинск, Новороссийск (Малая Земля), станица Неберджаевская, Кутаис. В 1944 – освобождал Крым, прошёл Румынию, Польшу; в 1945 – Варшава, Венгрия, Берлин.

Какие чувства испытывает солдат, понимая, что конец войны близок? Об этом правдиво, без ложного пафоса рассказал Варавва в стихотворении «Граница с Германией»:

Пехотинцы кричали,

Стреляли и пели,

Батарейцы –

В туманную роздымь глядели.

Миномётчики –

Каски под ноги бросали,

Автоматчики –

Кущи огнём причесали...

Кто-то бился, крестился,

А кто-то ругался,

Что ему этот жребий тяжёлый

Достался.

И сказал политрук,

В ногу пулею раненый:

– Мы стоим на границе

Фашистской Германии...

Иван Фёдорович Варавва войну закончил 20-летним поэтом, а после войны 60 лет помнил, осознавал, возвеличивал народный подвиг. Тема войны, образы войны волновали его и в мирные дни, вплетались в художественное видение жизни, поэтому возникали такие строчки:

А поля бескрайние –

Цвета гимнастёрки,

Чистоты зелёных

Воинских погон...

Мы понимаем, не только ради обозначения чистого цвета озимых весенних хлебов приведены «гимнастёрка и погоны», но чтобы одновременно подчеркнуть чистоту помыслов, присущую русскому солдату-воину, защитнику Отечества.

Как логическое завершение этого небольшого исследования о поэзии Вараввы, посвященной в основном двум важнейшим для России темам XX века – Мира и Войны, привожу строчки из стихотворения «Огонь Зееловских высот», которые являются прямым признанием автора в том, что действительно темы эти осознавались им как главные:

И время взвень сбивает лиру,

Летит к безвестной стороне:

То ль к заповеданному Миру,

То ль к незапамятной Войне.   


 


 

 

 
 

 

Hosted by uCoz