Мне уже не раз приходилось выступать по проблеме молодежного чтения. По
этой, на мой взгляд, серьезнейшей проблеме. И я готова обращаться к ней
вновь и вновь, но беда в том, что выступления и всяческие обсуждения
молодежного чтения неизменно заканчиваются одним выводом – сегодня хуже,
чем вчера: читают еще меньше, адресуют юношеству свои книги еще меньшее
число авторов. И еще меньше тиражи книг нужных и полезных нашим детям.
Зато литературы разрушающей, содержание которой – пагуба для нашего
общего будущего, меньше не становится.
Как-то на одной из творческих встреч московская критикесса Ксения
Молдавская призналась, что обратилась с вопросом к издателям: «Зачем и
для кого они выпускают подобную «литературу»?» На что получила
откровенный ответ: «Для тупого провинциального быдла». Как говорится,
без комментариев. Хочу только процитировать Герцена, утверждавшего, что
«цинизм выражений всегда выражает циничную душу». А разве можно
допускать людей с циничной душой работать для юношества?..
Молодость – это не просто возраст, это сильнейшая жизненная энергия, от
того, в каком направлении движется эта энергия, зависят судьбы страны и
мира. Недавно, возвращаясь из командировки, я услышала: «А вы не
обратили внимание на парня, что помогал разгружать книги? Он уже четыре
раза пытался покончить с собой…» Честно говоря, мальчишку я запомнила по
сутулой фигуре, черным внимательным глазам, но, конечно, я и не
предполагала, что в двадцать с небольшим лет он – потенциальный
самоубийца. Я попыталась представить, почему такое происходит с ним? Он
здоров, у него есть родители, друзья. Он живет на берегу самого синего
Черного моря, что для многих – олицетворение праздника жизни. И у него
все впереди!
…А что впереди? Какие цели у наших детей? Об этом не надо долго думать.
Посмотрите на рекламу. Уж ее-то дети читают, потому что невозможно
ходить по городу с закрытыми глазами. И главное слово в ней – КУПИ!
Каким способом ты достанешь деньги – неважно. Но если у тебя нет средств
– ты лох.
Сердобольная мамаша, пережив ужас сыновних суицидов, чтоб хоть как-то
спасти дитя, предлагает ему вино. Пусть пьяный – но живой. Тема
пьянства, кстати, очень и очень позиционируется в литературе, СМИ и
телевидении. (Вот цитата из недавнего КВНа: «В полнолуние пьяные
выпускницы раздеваются донага». Мило, не правда ли? А вы, дорогие
родители двадцатилетних чад, могли бы представить такую фразу, взятую из
центрального эфира, в своей юности?)
И вот у меня вопрос: «За что молодому парню можно зацепиться в жизни?
Что ныне главенствует в наших реалиях и в нашем искусстве?» Гедонизм.
Ради наслаждений не стыдно предать и продать, ради удовольствия и
развлечения можно все – полная свобода.
И главная цель современных авторов – напугать или рассмешить читателя.
Карикатурой на пафосное искусство трагедии является ныне бульварный
детектив. С хеппиэндом или нет, для школьников или домохозяек, но
имитируемые им эпизодические акты, бездумно вырванные из окружающих нас
реалий, – шарлатанство в чистом виде. Это только более-менее умненькие,
вроде акуниных и донцовых, подрумянивают обездушенных героев авторской
иронией. А остальные – страшно надувают щеки и пугающе закатывают глаза.
Детективами сегодня кормят, кажется, и младенцев… Весь ужас в том, что
младенцы все чаще фигурируют в криминальных сводках как объекты насилия.
Вы думаете, нет связи между тотальным засильем детективщины и ужасающими
преступлениями среди молодежи?
А как расцвели у нас пародии, комедии. Ирония.... Кстати, знают ли
идеологи сегодняшней власти, что ироничность (злорадство),
разрастающаяся в массовой культуре вследствие перехода с метонимической
(причинной) стратегии построения произведений искусства на
метафорическую (формалистскую), губительна не столько для отдельных
потребителей, сколько для общества в целом? Для государства. Чем? Да
атомизацией личности – отрешенностью каждого от всех. Не зря же мудрые
правители взашей гнали из своих владений скоморохов и, более того, лично
писали «Действа о трех юношах в пещи огненной». Ведь ось трагедии –
герой, идущий на жертву «за други своя», а центр комедии – пройдоха,
приватизирующий соседское.
И, как по-вашему, есть связь между атомизацией личности и эпидемией
самоубийств? Издревле героем легенды становился тот, кто оказывался
впереди других: был сильнее всех, как Геракл; проникал в суть вещей, как
Сократ, исследовал тайны природы, как Ньютон и Ломоносов, служил Родине,
как Евпатий Коловрат. Героями становились те, кто умел преданно и
беззаветно любить, дружить. Судьбы героев являлись частью духовного мира
нации, влияли на чувства и судьбы людей. Лишение же народа идеалов и
героев, достойных подражания, превращает нацию в скопище себялюбов,
увязанных лишь равным глотательным рефлексом.
Несомненно, книги, адресованные нашим детям и молодежи, не должны являть
собой лишь очередной изощренный концепт, призванный ошеломлять,
поражать, удивлять, пугать или смешить. Литература не может и не должна
отрешиться от роли учительства, учебника жизни, из которого вырастали
бы, вступали в жизнь достойные граждане, люди чести и совести,
ответственные перед своей страной и своими близкими. Вспомните Бунина, справедливо утверждавшего, что все общественные
процессы начинаются у нас сначала в литературе, а потом уже
перекочевывают в жизненные реалии. Поэтому, пока в нашу литературу, в
наше искусство не вернутся истинные Герои, мы не сможем наладить жизнь в
стране. С. Макакрова
|