Союз писателей Кубани отметил 65-летний юбилей со дня своего образования

Союз писателей Кубани
Официальный сайт Краснодарского регионального отделения Союза писателей России

 

Краснодарская писательская организация создана постановлением секретариата Союза писателей СССР от 8.08.1947 г. и решением крайкома ВКП/б от 5.09.47 г. Учредительное собрание состоялось 5.09.47 года. С 1 июня 1950 года она получила статус отделения организация Союза писателей СССР. Создателями кубанского Союза писателей и первыми ее членами были прозаики А. Н. Степанов, П.К. Игнатов, П.К. Иншаков, драматург Н.Г. Винников, поэт А.А. Кирий. Краснодарское краевое отделение Союза писателей России сегодня насчитывает 45 мастеров слова.

Первым руководителем краевой писательской организации был избран П.К. Иншаков. Впоследствии организацию в разное время возглавляли А.И.Панферов, В.Б. Бакалдин, И.Ф. Варавва, С.Н. Хохлов, П.Е. Придиус и др.

Кубанских писателей-романистов, лауреатов Сталинской премии Анатолия Степанова, Аркадия Первенцева, оценили не только в нашей стране, но и за рубежом. Высокое признание получили писатели Виктор Лихоносов (роман «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж»), лауреат Государственной премии, лауреат премии «Ясная поляна», Почетный гражданин г. Краснодара, Герой Кубани; Анатолий Знаменский, лауреат Государственной премии, лауреат премии имени М.А.Шолохова (роман «Красные дни»),

С талантливыми произведениями вышли к всероссийскому читателю писатели-кубанцы: Павел Иншаков, Петр Игнатов, Александр Панферов, Георгий Соколов, Владимир Монастырев, драматург Николай Винников. По произведениям Виктора Логинова снимались фильмы, он автор более 40 книг, дважды орденоносец. Свое слово в развитие российского стихосложения внесли кубанские поэты Виталий Бакалдин, Заслуженный работник культуры России, Почетный гражданин г.Краснодара, лауреат Международной премии им. М.А.Шолохова, Иван Варавва, лауреат Всероссийской литературной премии им. А.Т.Твардовского, лауреат краевых премий; Почетный гражданин г.Краснодара, Герой труда Кубани. А также Сергей Хохлов, Почетный гражданин города Краснодара, лауреат премии Союза писателей РФ, Борис Тумасов, лауреат Международной премии им. М.А.Шолохова, тираж книг которого превышает 6 миллионов, Герой труда Кубани Кронид Обойщиков - Заслуженные работники культуры России, лауреаты краевых премий им. Е.Степановой, Н.Островского, К.Россинского. Заслуженные работники культуры Кубани Сейтумер Эминов, Валентина Саакова, Вадим Неподоба, Николай Краснов.

К плеяде этих блестящих литераторов-ветеранов можно смело добавить имена представителей среднего поколения. Николай Зиновьев, лауреат администрации Краснодарского края (2004 г.), Союза писателей России «Большая литературная премия» (2004 г.), имени А. Дельвига «Литературной газеты» 2007г.; международных литературных конкурсов: газеты «Литературная Россия» – «Поэзия третьего тысячелетия» (2003 г.) и «Золотое перо» (2005 г.); литературно-театральной премии имени Виктора Розова «Хрустальная роза» (2008 г.), премии Союза писателей России имени Эдуарда Володина «Имперская культура» (2009 г.), по праву принадлежит к числу поэтов, покоривших поэтический Олимп России. Победитель Международного литературного конкурса 2004 г. «Душа прикоснулась к душе», лауреат конкурса «Серебряное перо России», лауреат премии «Литературной газеты» им. Антона Дельвига, премии администрации Краснодарского края им. Е.Степановой Николай Ивеншев, Владимир Архипов, член- корреспондент Петровской Академии искусств, Международной академии поэзии, лауреат Всероссийского православного литературного конкурса имени Святого благоверного князя Александра Невского, международного литературного конкурса «Золотое перо», Заслуженные работники культуры Кубани Иван Бойко, Виктор Ротов; лауреат премии журнала «Наш современник» Нина Хрущ, лауреат литературной премии им. М.Алексеева Светлана Макарова, лауреаты литературных премий им. А.Знаменского Людмила Бирюк, Нелли Василинина, Владимир Кирпильцов, прозаики Александр Драгомиров, Геннадий Пошагаев. Известными стали имена кубанских поэтов лауреата Всероссийской премии им. Александра Невского Валерия Клебанова, лауреата международного литературного конкурса им. А. Толстого Любовь Мирошниковой, лауреата всероссийского литературного конкурса им. М.Булгакова Алексея Горобца, лауреата премии администрации Краснодарского края Владимира Нестеренко; Виталия Серкова и многих других. За большой вклад в укрепление могущества и славы России Высший Совет Форума «Общественное признание» наградил кубанского прозаика, Заслуженного работника культуры Кубани И.И. Мутовина Золотым знаком и присвоил звание лауреата 2003 года.

Членство в организации является фиксированным, на основании выписки из протокола о принятии в Союз писателей России, которая присылается из Секретариата СПР, и членского билета организации.

Основное направление деятельности Краснодарского регионального отделения Союза писателей России – создание высокохудожественных книг прозы, поэзии, публицистики, продолжающих духовные традиции русской классической литературы, популяризация творчества кубанских писателей.

Председатель правления Краснодарского отделения Союза писателей России - Светлана Николаевна Макарова. Члены правления организации: Л.К. Мирошникова, Н.Т. Василинина, Л.Д. Бирюк, В.А. Архипов, Н.А. Ивеншев, В.А, Динека, В.Д. Нестеренко.

Председатель ревизионной комиссии - Андрей Николаевич Пономарев. Члены комиссии: Т.Н. Соколова, Г.Г. Пошагаев.

Основан 23 мая 2010 года

 ОБНОВЛЕН 28 ЯНВАРЯ 2013

О СоюзеГазета «Кубанский писатель»БиографииСписок писателей Литература Кубани Полемика КЛЮФФ

Посетите наш экспериментальный сайт на Гугле!

 

Полемика
Кто вырубил свет?

В газете «Литературная Россия» (№25. 18.06.2010) была опубликована статья «Когда совсем нет света» В. Шемшученко. Она вызвала бурную полемику среди литераторов: В. Домбровского «Обесцвеченная литература», С. Сычева «Кто вырубил свет»...

Читать далее

 

Как к нам доехать?

 

Панорама

Встреча с военнослужащими

В военном училище им. Штеменко прошла Рождественская встреча военнослужащих с кубанскими писателями, в которой приняли участие В. Архипов, С. Макарова, Ю. Васин. Прозвучали стихи и песни, посвященные теме зашиты Родины, лирические произведения.

 

Родина под парусом

23 декабря в Анапе, в каминном зале ЦК «Родина» состоялся творческий вечер литературно-художественных объединений «Парус» и «Авангард – «Новогодние фантазии», на котором анапские поэты и прозаики представили театрализованную постановку на новогоднюю тему.
Присутствующие окунулись в романтичную атмосферу волшебной страны под названием «Сказочная Литературия». В этот вечер равнодушных лиц в зале не было – все до единого прониклись светлыми чувствами к образам «Зимы», «Поэта-снеговика», «Музы», от души хохотали над историями «Сказочницы» и рассказом «Писательницы», выступлениями «детей» – действительно ребенка и переодетого взрослого. Поставленный отрывок из «Сказа про Федота-Стрельца, удалого молодца» Леонида Филатова очаровал зрителей и доказал, что каждому поэту не чуждо актерское мастерство: «Царь», «Посол», «Генерал», «Нянька» и «Царевна» настолько вошли в роли, что казалось – явились из прошлого!
Ведущей этого незабываемого вечера была потрясающая «Снегурочка», при содействии «Волшебницы» она знакомила со сказочными персонажами – «Емеля» вышел со «щукой», «Дед Мороз» с мешком подарков, а «Нежданный гость-Лесовик» с шампанским, которым угостил первые ряды зала.
Все эти действия сопровождались музыкальными композициями в исполнении членов творческого объединения композиторов «Орфей», представших в образах «Одинокого волка» и «Снега». И зрители не остались в стороне – они оказались вовлечены в игру «Мини-боевик» и, став сказочными персонажами, прочувствовали, каково «сказку делать былью».
Путешествие в волшебную страну «Сказочная Литературия» завершилось поздравительной песней «Красной Девицы» и приветствием «Нового года».
По окончании вечера гости уходили с хорошим настроением и подарками – разноцветными буклетами литературно-художественных объединений «Парус» и «Авангард» «Новогодние фантазии», содержащими поздравления с Новым годом и список волшебных героев, принявших участие в представлении.

 

Творческий вечер Любови Мирошниковой

В Краснодаре в Доме ученых с большим успехом прошел творческий вечер Любови Кимовны Мирошниковой, члена правления краевой писательской организации, руководителя краевого литературного объединения «Верность». Многочисленным зрителям были представлены детские стихи в исполнении юных читателей, учащихся краснодарских школ и православной Воскресной школы при Кафедральном Екатерининском соборе, песни отца Михаила Околота и композитора Игоря Корчмарского на стихи Любови Мирошниковой. Она познакомила зрителей и со своим главным соавтором – Людмилой Гладковой, принявшей деятельное участие в организации вечера, на котором была и соведущей, в роли клоунессы Фантазии.
Лирические и духовно-философские стихи прозвучали в исполнении автора. Любовь Мирошникова познакомила собравшихся с новой книгой «Посланница» и принимала поздравления от друзей и почитателей ее таланта, приехавших в Краснодар со всего края.

 

Поздравляем!

Вячеслава Александровича Динеку с присуждением диплома лауреата (II степени) в номинации «Поэзия» в открытом творческом конкурсе на лучшее литературное произведение, посвященное теме казачества «О казаках замолвите слово» за сборник «Сквозь темноту».
Веру Викторовну Селуянову с присуждением диплома лауреата (III степени) в номинации «Публицистика» за цикл статей «Держись, казак!»
Конкурс учрежден Союзом писателей России, Российской муниципальной академией, Международным Шолоховским комитетом и редакцией журнала «Казаки».
Награждение состоялось 14 ноября в Москве, в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.

Александра Дмитриевича Мартыновского  с присуждением литературной премии им. А.Д. Знаменского за книгу повестей «Вечерняя рапсодия». Вручение диплома состоялось в Краснодаре, на торжествах, посвященных Дню города.

 

Панорама

Славянское фэнтези

В Клубе любителей фантастики и фэнтези ("Клюфф") подвели тоги конкурса молодых писателей «Славянское фэнтези»
Секретарь оргкомитета Ю.А. Нардид рассказала на заседании, что на конкурс поступило 17 конкурсных работ 15-и участников из 10 городов и районов Кубани.
Решено 1-е место присудить 22-летней А. Татарчук из  Новороссийска (рассказ "Немеяна"), "серебро" досталось 15-летней О. Лубяновой из Кущевского района (рассказ "Шишига"), а "бронза" - 18-летней А. Шаповаловой из Горячего Ключа (рассказа "Дело было не в Цветке Бессмертия").

Победители будут награждены дипломами победителей конкурса и правом публикации в сборнике, издаваемом при помощи ГБУК «Краснодарская краевая юношеская библиотека имени И.Ф. Вараввы». В сборник войдут произведения и других молодых авторов, отмеченных жюри (Ю. Беззубовой, С. Войцеховской, Т. Топорковой, В. Хомяковой, Г. Эльбекяна).


«Микролит»+«Аса»

В центральной городской библиотеке им. Н.А. Некрасова прошла презентация совместная презентация 5-го выпуска журнала микроформ «Микролiтъ» и 10-го (юбилейного) номера журнала «Аса». Необычность «Асы» в том, что издается он на фантастическом языке, придуманном 6 лет назад писателем, зав. секцией писателей-фантастов при Краснодарском отделении СПР И. Карасевым.

Победитель международных конкурсов хайку, главные редакторы «Микролiтъ» (И. Кротов) и «Аса» (кандидат исторических наук И. Васильев) рассказали о планах журналов на новый год. С лекцией на тему моностиха выступила филолог А. Петропавловская, а известный бард К. Бельчанский спел свой хит "Архыз". Свои стихи прочли В. Бондарев, члены Союза Российских писателей А. Мовшович и В. Домбровский.

 

Гороскоп в стихах

Ольга Веснина

Мудра, божественно красива,

Замысловата и хитра,

Себялюбива и горда,

Слегка  беспечна и игрива.

Пускает в ход свои глаза,

Целенаправленна, богата,

Быть  может, где-то скуповата,

Но сострадательна, не зла.

Сильны ее переживанья.

Лишь полагаясь на себя,

Вершит свои дела Змея,

Все выполняя обещанья.

Ну, что ж, друзья!

                       Отметим смело

Змея в созвездьи - Королева!

 

Хорошая новость

Издательство - авторам

Краснодарское региональное отделение Союза писателей России объявляет о начале работы культурно-просветительского издательства «Кубанский писатель» над сериями «Поэзия Юга России» и «Проза Юга России». КПИ «Кубанский писатель» оказывает содействие профессиональным писателям и начинающим авторам в издании их произведений.
Контакты: e-mail: snmakarova@mail.ru

Телефон: 8-961-509-30-53

 

 

Полезные ссылки:

Краевая пушкинская библиотека

Союз писателей России

Отделения СП России

Союз российских писателей

ИД «Российский писатель»

Российское авторское общество

Каталог всероссийских премий и конкурсов

Писатели России в Википедии

Литинститут им. Горького

Институт журналистики и литературного творчества

Департамент культуры Кубани

Министерство культуры РФ

Книжное обозрение

 

Читайте и подписывайтесь на
«Кубанский писатель» 

№1, 2010 PDF (1,477 Кб)

№2, 2010 PDF (1,280 Мб)

№3, 2010 PDF (3,412 Мб)

№4, 2010 PDF (1,594 Мб)

№5, 2010 PDF (1,288 Мб)

№6, 2010 PDF (1,237 Мб)

№7 2010

№8 2010 PDF (1,518 Мб)

№9 2010 PDF (1,436 Мб)

№10 2010 PDF (1,5 Мб)

№11 2010 PDF (1,27 Мб)

№12 2010 PDF (2,58 Мб)

 

№1 2011 PDF (3,57 Мб)

№2 2011 PDF (1,67 Мб)

№3 2011 PDF (2,09 Мб)

№4 2011 PDF (1,68 Мб)

5 2011 PDF (1,96 Мб)

№6 2011 PDF (1,24 Мб)

№7 2011 PDF (1,68 Мб)

№8 2011 PDF (1,23 Мб)

9 2011 PDF (1,16 Мб)

№10 2011 PDF (898 Мб)

№11 2011 PDF (898 Мб)

№12 2011 PDF (1,25)

 

№1 2012 PDF (1,64 Мб)

№2 2012 PDF (0,9 Мб)

№3 2012 PDF (0,8 Мб)

№4 2012 PDF (0,8 Мб)

№5 2012 PDF (0,75 Мб)

№6 2012 PDF (0,926 Мб)

№7 2012 PDF (0,86 Мб)

№8 2012 PDF (0,86 Мб)

№9 2012 PDF (0,926 Мб)

№10 2012 PDF (1,065 Мб)

№11 2012 PDF (0,971 Мб)

№12 2012 PDF (2,276 Мб)

 

№1 2013 PDF (0,965 Мб)

 

Архив всех номеров

 

Во всех отделениях связи открыта подписка на газету
«Кубанский писатель»
Подписной индекс в каталоге «Почта России» 54713
цена подписки 104 руб. 40 коп.

 

 

 

 

Сайт издательства Литературная газета

 

 

 

 free counters

Locations of visitors to this page

 

РАКУРС


Концерт в здании Кубанского казачьего хора.

10 февраля в малом концертном зале Кубанского казачьего хора Краснодарская краевая организация Союза писателей России отметила свое 65-летие.
В зале собрались писатели Кубани - молодые и те, кто посвятил творческому труду не один десяток лет. Писателей поздравила министр культуры Краснодарского края Наталья Пугачева. Она подчеркнула, что в любые времена, а в настоящее время особенно, на писателей ложится большая ответственность за формирование душ молодого поколения. «Литературный процесс – это базовый элемент культуры общества», - отметила министр.

Министр культуры Краснодарского края Наталья Пугачева вручила писателям благодарственные письма министерства культуры Краснодарского края. Также на церемонии были вручены медали «За гражданскую позицию и патриотизм». Писателей Кубани приехали поздравить официальные представители Союза писателей России (г. Москва): секретарь правления Союза писателей России по работе с регионами В. Дворцов, лауреат всероссийских литературных премий, член жюри литературных премий А. Сегень и Н. Зверева. Почетные гости наградили Кубанских писателей грамотами Союза писателей России.

Песнями и поэтическими номерами поздравили писателей творческие коллективы Краснодарской филармонии им. Г. Пономаренко, академического театра драмы им. М. Горького, ансамбль аккордеонистов Краснодарского госуниверситета культуры и искусства (КГУКИ), студенты Краснодарского краевого колледжа культуры, а также воспитанники школы-интерната народного искусства для одаренных детей им. В. Захарченко и учащиеся детских школ искусств Краснодара…


Чтобы вспомнить, как зарождалась писательская организация на Кубани, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А. Пушкина подготовила документальный фильм. О тех литераторах, кто оставил яркий след в истории родного края, о тех, кого с нами больше нет, и о тех, кто радует нас своим творчеством сегодня. Литературная жизнь Кубани продолжается. Фотографии и видеоматериалы для фильма были предоставлены из архивов трех краевых библиотек – имени А. Пушкина, братьев Игнатовых и И. Вараввы.
Выступившие на торжественном мероприятии, по случаю юбилея пожелаем кубанскому союзу новых творческих свершений и открытия новых имен, а молодым авторам – быть достойными продолжателями добрых традиций в кубанской литературе.

Фото с сайта Министерства культуры Кубани

 

Заработал экспериментальный сайт на Гугле!

Мы открыли экспериментальный сайт Союза писателей Кубани, дополнительный к уже существующему (его вы сейчас просматириваете). Этот сайт останется, как дайджест и обновляться будет реже, чем новый на Гугле. Сюда будет помещаться только наиболее важная информация.
Для чего мы это сделали? Во-первых, сюда могут добавлять буквально мгновенно оперативную информацию несколько человек одновременно (вообще количество их неограниченно). Сайт сделан по типу Википедии. Отличие в том, что участвовать в редактировании материалов не могут анонимы.
Добавлять материалы, править ошибки и неточности могут любые желающие, имеющие аккаунты (учетную запись) на Google. Для того чтобы получить доступ к редактированию нужно обзавестись аккаунтом на Google. Аккаунт автоматически присваивается, если вы открываете гугловскую электронную почту. Как обзавестись аккаунтом, написано здесь.
Далее вы отсылаете запрос Администратору нашего сайта на специально открытую для этого электронку 1.777@ovi.com, где указываете, кто вы и чем хотите заняться на сайте. Если заявка будет рассмотрена положительно (немотивированных отказов не будет), вы получаете доступ к редактированию материалов на всем сайте или на его отдельных страницах.
Что касается наполнения сайта, то главное, для чего он создан, это – добавление оперативной информации и номеров газеты «Кубанский писатель» (архив номеров планируется перенести сюда), пополнение сведений о кубанских писателях (фотографии, биографии, их наиболее известные литературные произведения). Отдельная страничка создана для открывшейся в 2012 году Секции кубанских писателей-фантастов. В перспективе здесь будут появляться исследовательские материалы, – например, «Изыскания по литературным памятникам народов, населявших Кубань с древних времен» и «Упоминание территории Кубани в мифах, легендах и известных литературных произведениях».
Если есть предложения по улучшению работы сайта или проекты, которые могут заинтересовать кубанских писателей, пишите на адрес 1.777@ovi.com

 

СЛОВО РЕДАКТОРА

Из литературы – в жизнь…
Мне уже не раз приходилось выступать по проблеме молодежного чтения. По этой, на мой взгляд, серьезнейшей проблеме. И я готова обращаться к ней вновь и вновь, но беда в том, что выступления и всяческие обсуждения молодежного чтения неизменно заканчиваются одним выводом – сегодня хуже, чем вчера: читают еще меньше, адресуют юношеству свои книги еще меньшее число авторов. И еще меньше тиражи книг нужных и полезных нашим детям. Зато литературы разрушающей, содержание которой – пагуба для нашего общего будущего, меньше не становится.
Как-то на одной из творческих встреч московская критикесса Ксения Молдавская призналась, что обратилась с вопросом к издателям: «Зачем и для кого они выпускают подобную «литературу»?» На что получила откровенный ответ: «Для тупого провинциального быдла». Как говорится, без комментариев. Хочу только процитировать Герцена, утверждавшего, что «цинизм выражений всегда выражает циничную душу». А разве можно допускать людей с циничной душой работать для юношества?..
Молодость – это не просто возраст, это сильнейшая жизненная энергия, от того, в каком направлении движется эта энергия, зависят судьбы страны и мира. Недавно, возвращаясь из командировки, я услышала: «А вы не обратили внимание на парня, что помогал разгружать книги? Он уже четыре раза пытался покончить с собой…» Честно говоря, мальчишку я запомнила по сутулой фигуре, черным внимательным глазам, но, конечно, я и не предполагала, что в двадцать с небольшим лет он – потенциальный самоубийца. Я попыталась представить, почему такое происходит с ним? Он здоров, у него есть родители, друзья. Он живет на берегу самого синего Черного моря, что для многих – олицетворение праздника жизни. И у него все впереди!
…А что впереди? Какие цели у наших детей? Об этом не надо долго думать. Посмотрите на рекламу. Уж ее-то дети читают, потому что невозможно ходить по городу с закрытыми глазами. И главное слово в ней – КУПИ! Каким способом ты достанешь деньги – неважно. Но если у тебя нет средств – ты лох.
Сердобольная мамаша, пережив ужас сыновних суицидов, чтоб хоть как-то спасти дитя, предлагает ему вино. Пусть пьяный – но живой. Тема пьянства, кстати, очень и очень позиционируется в литературе, СМИ и телевидении. (Вот цитата из недавнего КВНа: «В полнолуние пьяные выпускницы раздеваются донага». Мило, не правда ли? А вы, дорогие родители двадцатилетних чад, могли бы представить такую фразу, взятую из центрального эфира, в своей юности?)
И вот у меня вопрос: «За что молодому парню можно зацепиться в жизни? Что ныне главенствует в наших реалиях и в нашем искусстве?» Гедонизм. Ради наслаждений не стыдно предать и продать, ради удовольствия и развлечения можно все – полная свобода.
И главная цель современных авторов – напугать или рассмешить читателя. Карикатурой на пафосное искусство трагедии является ныне бульварный детектив. С хеппиэндом или нет, для школьников или домохозяек, но имитируемые им эпизодические акты, бездумно вырванные из окружающих нас реалий, – шарлатанство в чистом виде. Это только более-менее умненькие, вроде акуниных и донцовых, подрумянивают обездушенных героев авторской иронией. А остальные – страшно надувают щеки и пугающе закатывают глаза.
Детективами сегодня кормят, кажется, и младенцев… Весь ужас в том, что младенцы все чаще фигурируют в криминальных сводках как объекты насилия. Вы думаете, нет связи между тотальным засильем детективщины и ужасающими преступлениями среди молодежи?
А как расцвели у нас пародии, комедии. Ирония.... Кстати, знают ли идеологи сегодняшней власти, что ироничность (злорадство), разрастающаяся в массовой культуре вследствие перехода с метонимической (причинной) стратегии построения произведений искусства на метафорическую (формалистскую), губительна не столько для отдельных потребителей, сколько для общества в целом? Для государства. Чем? Да атомизацией личности – отрешенностью каждого от всех. Не зря же мудрые правители взашей гнали из своих владений скоморохов и, более того, лично писали «Действа о трех юношах в пещи огненной». Ведь ось трагедии – герой, идущий на жертву «за други своя», а центр комедии – пройдоха, приватизирующий соседское.
И, как по-вашему, есть связь между атомизацией личности и эпидемией самоубийств? Издревле героем легенды становился тот, кто оказывался впереди других: был сильнее всех, как Геракл; проникал в суть вещей, как Сократ, исследовал тайны природы, как Ньютон и Ломоносов, служил Родине, как Евпатий Коловрат. Героями становились те, кто умел преданно и беззаветно любить, дружить. Судьбы героев являлись частью духовного мира нации, влияли на чувства и судьбы людей. Лишение же народа идеалов и героев, достойных подражания, превращает нацию в скопище себялюбов, увязанных лишь равным глотательным рефлексом.
Несомненно, книги, адресованные нашим детям и молодежи, не должны являть собой лишь очередной изощренный концепт, призванный ошеломлять, поражать, удивлять, пугать или смешить. Литература не может и не должна отрешиться от роли учительства, учебника жизни, из которого вырастали бы, вступали в жизнь достойные граждане, люди чести и совести, ответственные перед своей страной и своими близкими.
Вспомните Бунина, справедливо утверждавшего, что все общественные процессы начинаются у нас сначала в литературе, а потом уже перекочевывают в жизненные реалии. Поэтому, пока в нашу литературу, в наше искусство не вернутся истинные Герои, мы не сможем наладить жизнь в стране.
 

Светлана МАКАРОВА,

председатель правления Краснодарского регионального отделения Союза писателей России,

главный редактор газеты «Кубанский писатель»

 

 

 

ЮБИЛЕЙ

Лейтмотив судьбы, проверенный жизнью

Начну издалека. В конце 80-х уже ушедшего века редакция литературно-художественного альманаха «Кубань», с которым я тогда сотрудничал, находилась под одной крышей с краснодарской краевой писательской организацией. О, этот Дом творческих союзов на Коммунаров, 59!..О, эти милые времена!.. Впрочем, воспоминания не о них, а о людях того времени. Точнее, о тогдашнем литконсультанте Союза писателей Александре Дмитриевиче Мартыновском. Среди блеска славы неизменно куда-то спешащих вершить великие дела Лихоносова, Знаменского или Стрыгина не сразу заметишь этого домовито-неторопливого человека. Что мы тогда о нем знали? Ну, работал главным инженером совхоза. В конце 50-х начал торить свою писательскую судьбу с публикации стихов в «Адыгейской правде», потом печатал свои рассказы в краснодарских газетах, в альманахе «Кубань»... Как характеризовал мне его для служебных контактов тогдашний заместитель главреда «Кубани» Петр Придиус: «Александр Дмитриевич – хороший человек и хозяйственник».
Тут вот какое лирическое отступление. Писатели-поэты приходят в мир со своими песнями и сказаниями о жизни и зачастую уходят, так и не открыв своего настоящего лица. То, что мы обычно знаем о писателях, говорит нам больше об их литературном родстве, но очень мало, или почти ничего – об их так называемой «писательской сущности». Эта последняя от нас скрыта и, главным образом, потому, что скрытым от нас является творческий процесс писателя. Недаром Александр Блок писал: «Писатель – растение многолетнее... путь развития может представляться прямым только в перспективе, следуя же за писателем по всем этапам пути, не ощущаешь этой прямизны и неуклонности, вследствие постоянных остановок и искривлений». Вот и попробуем не только увидеть, но и всмотреться в ретроспективу творческого пути Александра Дмитриевича Мартыновского, встречающего ныне свое 75-летие.
Не все сразу складывалось в его писательской судьбе. Была критика первых произведений, но обойденным вниманием он не был. Те, кто знаком с его творчеством долго, кто знал его произведения хорошо, отмечали уже в ранней повести «Трудное поле» чувство сопричастности ко всему, что происходило рядом. Колорит родных мест стал главным героем его повести, он высвечивала и характер автора, и характеры персонажей, столь дорогих ему. Рассказчик не поучает, помня, что читатель не терпит поучений, но мягко и неназойливо, почти незаметно для него подводит к основам человеческого бытия – к отзывчивости, самоотверженности, любви к ближнему и выражению себя в открытых поступках, к постепенному осознанию конечной истины, что для подлинной свободы и счастья, для утешительного существования человеку необходимо больше отдавать, чем брать. Кто-то еще осуждал «некую шероховатость языка повествования», но никто не осмеливался уже обвинять автора в неискренности или прилизанности жизненных коллизий.
Потом, через годы, но именно об этом коллега Мартыновского по писательскому цеху Евгений Нестеренко скажет: «Для меня Александр Мартыновский – человек из нашей крестьянской семьи, из гущи народной. И пишет о том, чем живет народ, о чем душа болит народная, и о чем прекрасном ей мечтается, несмотря ни на что...»
В конце 80-х, когда по стране с победными фанфарами шла перестройка (позже народом метко переименованная в катастройку), Александр Дмитриевич Мартыновский издает свой сатирический роман «Спираль». Нет, конечно, это произведение не стало карбонарским призывом изжить политическое рукоблудие чиновничества, но это были честные слова человека и писателя, пытающегося осмыслить происходящее. Именно в это время устами литературной критики Мартыновский получает звание «мастера гротеска», которое подтверждает в 1992-м криминально-фантастическим романом «Оборотни». Стороны жизни, о которых повествует роман, действительно, на грани фантастичного.
А поступки многих героев книги и криминальны, и фантастичны одновременно. Автор чуть-чуть заглядывает вперед, он как бы предупреждает, что в ближайшем будущем события в обществе могут развиваться так, а могут даже превзойти показанное. Увы, многое из этих фантасмагорических химер действительно стало реальностью сегодняшних дней России. Но скажу прямо, мне милее бытоописания Мартыновского другого плана. Потому как вторым Зощенко стать архитрудно, а потерять свой голос и свою тему просто.
Главное в Александре Дмитриевиче Мартыновском, как сказал кто-то из коллег, – он писатель русский. С этим не поспоришь – и дело, понятно, не в графе «национальность». Дело в мироощущении жизненных связей. Из каждой судьбы, из каждой ситуации писатель Мартыновский пытается вынести свой урок, который затем добрым словом звучит в его книгах.
Вот, к примеру, одна из любимых мной книжек прозы Александра Дмитриевича – сборник рассказов «Последняя осень». Я читатель лирической прозы достаточно искушенный, но эти повествования смогли многое открыть мне по-новому. Вот уж действительно готов – обеими руками! – присоединиться к мнению Виктора Логинова, отзывавшегося о Мартыновском так: «Я хорошо завидую этому писателю, обладателю богатейшего запаса жизненных наблюдений. Мне кажется, он неисчерпаем...»
Действительно, однажды человека посещает чувство, что он – лишь небольшое звено в цепи сменяющих друг друга поколений; он с особой остротой начинает ощущать длину пройденного пути и его краткость, сжатость перед лицом вечности, ибо впереди – еще больший, бесконечный путь. Путь, где стирается граница между вчера, сегодня и завтра. Вот такие мысли зародились в моем сознании после знакомства со сборником «Последняя осень», а читатель произведений подобной направленности я, повторюсь, достаточно искушенный.
В русской литературе нередок и поиск какой-то счастливой страны, местечка «где душе и сердцу вольно и хорошо». Это, быть может, что-то оставленное в далеком детстве, в прошлом, либо вообще недостижимое. Мне кажется, образ такой страны у нас где-то на уровне национального менталитета. Но эта страна всегда не здесь, не рядом. Недавно изданный сборник прозы «Вечерняя рапсодия», за который Александру Мартыновскому в 2012 году была присуждена премия имени А. Д. Знаменского, на мой взгляд, весьма удачная попытка воссоздать образ такой страны в текущей действительности, в режиме реального времени (хотя есть в ней и ностальгические нотки). Попытка очень убедительная, ощущения от нее светлые и радостные.
И тем удивительнее (действительно, удивительнее) для меня было некое признание невозможности достижения такой гармонии. Признание того, что воплотившееся чудо по факту оборачивается оболочкой, прячущей другой, потерянный мир. Пока я не знаю, как к этому относиться. Так ли это? Такая концовка для меня явилась неким шоком, что, впрочем, и является лучшим результатом от прочтения произведения.
Как-то на одном из недавних наших писательских собраний я спросил Александра Дмитриевича, что его побуждает к творчеству. Вопрос, как говорится, был штампованно-традиционным, а вот ответ, пожалуй, заслуживает импровизированной цитаты: «Долг памяти. Памяти о тех, кто, не подозревая, учил мудрости жить среди людей и для людей».
И, как говорится, напоследок. Пожелаем же юбиляру взять с собой в завтра все то богатство, которое еще остается скрытым в его душе и сердце. Тут не удержусь, чтобы не процитировать мудрого Гоголя. Николай Васильевич, по понятным причинам не зная Александра Дмитриевича, как-то прозорливо подметил: «Еще не исчерпались его силы и не иссяк источник вдохновения...
Еще остаются загадкой мысли, которые зреют в глубине его и готовы вырваться на поверхность. Еще не отразилась вполне многосторонняя полнота ума его, которая заключена в тайниках его сознания... Еще в руде дорогие металлы, из которых выкуется иная, сильная речь».

Георгий Соловьев

 

 

АННА МАМАЕНКО

Просто научись слушать

(Новогодняя фантазия)

Ерема сидел на тесной кухоньке типовой пятиэтажки, и грустил. День не задался с самого утра. А началось все с того, что задолго до рассвета за стенкой оглушительно грохнуло и раскатилось горохом, выдергивая из сладкой дремы. Ну где это видано, чтобы в такую рань, да еще под самый Новый год, ремонты устраивать? Ладно бы только это, так ведь нет… Когда разбуженный Ерема сердито прошлепал на кухню, чтобы соорудить чайку себе и бабушке Савельевне, оказалось, что газовая плита превратилась в могильную. Точнее сказать, стала памятником самой себе. Ладно, Ерема смекалистый, догадался налить воды в чайник, и кипятильник сунуть. Так и здесь все наперекосяк пошло – блестящий пузан разобиделся на такое обращение, да и плюнул в Ерему струей крутого кипятка. Благо, он вовремя отскочить успел. «Как раньше хорошо-то было, до переезда…» – думал Ерема, подперев мохнатым кулачком морщинистую щеку. До того, как Савельевна согласилась на уговоры внуков, живущих в городе, и оборотистых мужичков из строительной компании, суливших бабуле все, что только могла нарисовать их небогатая фантазия - златые горы; шаланды, полные кефали; рай в шалаше… Короче, взяли Савельевну под микитки, да и переселили в 24 часа из уютного домика, увитого виноградными лозами и обсаженного яблонями, в эту хрущебу. Да чего уж там – в элитных коттеджах тож люди-человеки жить будут, воздух предгорный вдыхать-выдыхать, водичкой родниковой наслаждаться. А Савельевне зато память осталась – сундучок с фотографиями, патефон с музыкой, да он – Еремушка-батюшка. Домовой, то есть.
За стеной снова грохнуло и задребезжало. Ерема аж подпрыгнул на стуле. Совести у них нету, что ли? Что ж за люди такие беспокойные в этом тереме-теремке живут?... Через секунду на площадке между квартирой Савельевны и источником шума уже сидел и задумчиво умывался серый котишка. Закончив утренний туалет, он уверенно двинулся в открытую соседскую дверь. В клубах известковой пыли сидели двое смуглых мужчин. «Вот я тебе и говорю» – продолжая мысль, обратился совсем еще мальчишка к старшему – «ее отец мне сказал: и думать забудь. Файзулла, пока у тебя за душой ни гроша, не видать тебе Суман, как солнца в ненастный день. И нет мне дела до того, что ты аспирант и даже, возможно, будущий нобелевский лауреат. Построишь дом, чтобы было куда молодую жену привести, тогда думать буду». Старший, Эшонкул, хлопнул товарища по плечу: «Не расстраивайся, друг. Знаешь поверье – когда юноша слышит звуки карная, значит скоро будет его свадьба. Сыграю я тебе на карнае, вспомню молодость. Я ведь не работяга, а музыкант, вообще-то. Даже в джаз-бенде когда-то играл, еще до развала Союза…». Эшонкул вскинул перфоратор к лицу, так, как если бы это была труба-карнай, улыбнулся, и вдруг увидел серого кота, внимательно следящего за ними из дверного проема. «Ого, да у нас дорогой гость. Проходи, не стесняйся». Ерема (а это был он) неторопливо прошествовал в комнату. И тут случилось неожиданное.
В квартиру, запнувшись о ведро с известкой, ворвался… Терминатор. Точнее, тот, кто очень сильно хотел быть похож на Терминатора, и для пущего сходства даже зимой не снимал солнцезащитные очки. Короче говоря, участковый уполномоченный Петр Степанов собственной персоной. «Всем стоять! Не двигаться! Полиция!». Ошарашенные рабочие подняли руки, выпущенный от неожиданности Эшонкулом перфоратор грохнулся об пол. «Нелегалы?» - прищурившись, протянул Степанов. – «Ну все, кранты вам, ребята. Сейчас оформим протокол, сообщим в миграционную, и – гуд бай». Тут участковый заметил кота, сидевшего на задних лапах, картинно заложив передние за голову. «Это еще что такое? Устроили притон, понимаешь. И тебя в Душанбе вышлем, не сомневайся!». Ерема почесал лапкой за ухом и улыбнулся: «Не кипятись, начальник. Нашел, чем напугать. У меня в Душанбе троюродный дядька живет, с удовольствием к нему наведаюсь. Да еще на казенный-то счет. Только некогда мне по заграницам раскатывать. Бабушке Савельевне кто помогать будет, а?». Терминатор от удивления отскочил в сторону, запнулся о перфоратор и осел на пол. Таджики замерли с открытыми ртами. «Эх, вы. Что, никогда говорящего кота не видели? Под Новый год и не такое случается». «Галлюцинация хвостатая… Ты еще скажи, что и Дед Мороз существует…» «А как же… И не существует, а живет». «Вот еще. Если бы он на самом деле жил, исполнил бы мое самое заветное желание. Я уже двадцать лет жду…». «Эх люди, люди… Вы сами строите свою судьбу. И никакой на свете волшебник вам в этом ни помешать, ни помочь не сможет…. А Дед Мороз твое желание исполнил, только ты этого не заметил». «Глупостей не говори. Ничего ты не знаешь». «Еще как знаю. Ты с десяти лет каждый Новый год загадываешь, чтобы твой отец вернулся, так?» «Откуда ты…? Ну, допустим». «Так он вернулся. Только ты его не замечать, ни знать не хочешь. Ты ведь Николаич, верно? А помнишь, Николаич, дядю Колю-бомжа, который в подвале от тебя прячется?... У которого мошенники квартиру отобрали?». Степанов взвился, словно не Ерему, а его кипятком ошпарило, и кинулся прочь из комнаты. Работяги молча переглянулись. Ерема замурчал и изобразил пушистым хвостом знак вопроса. «Ну что, убедились, что чудеса в нашей жизни еще происходят? Файзулла, беги на почту, там тебя телеграмма дожидается. Согласился отец отдать за тебя Суман. Подумал, и решил, что зять-физик – это не самая худшая перспектива для дочки. Главное, чтобы коллайдер в дом не притащил… И тебя, Эшонкул, ждет хорошая новость – мама идет на поправку и ансамбль ваш снова собирается вместе. Будешь здесь на гастролях – пригласительный для нас с Савельевной не забудь. А я пока загляну к соседям вашим, которые участкового вызвали. Хоть на законопослушных граждан полюбуюсь». С этими словами Ерема растворился в воздухе.
В соседней квартире было тихо и как-то скучно. Чрезмерно пышная обстановка наводила на мысли о том, что в такое образцово-показательное жилище хорошо водить экскурсии. Рядом с блестящей, модерново украшенной елкой, всхлипывал маленький мальчуган с перевязанной ногой. «Что случилось, малыш?» - Ерема потерся спинкой о колени мальчика. «Я на хоккее ногу подвернул. Папа на переговоры уехал, с партнерами общаться. Мама в салон красоты ушла. А Светка, нянька, на дискотеку сбежала и пригрозила еще, что если расскажу кому, уши пообдирает. А я один боюсь оставаться…» «Так ведь ты и не один. Смотри, сколько вокруг разного и интересного. Если ты научишься слушать, то поймешь, что все вещи – живые и могут рассказать тебе очень много». «Котик, а можно попросить, чтобы Дедушка Мороз не дарил мне новую приставку?» «Можно… А чего ты хочешь?» «Я хочу, чтобы мама и папа не ссорились» «Хорошо, я скажу Дедушке, чтобы он помирил твоих родных». В замке заклацал ключ и тяжелые шаги заставили мальчика вздрогнуть. «Папа приехал…». Вошедший в комнату крепкий мужчина недовольно поморщился. «Что это еще за новости? Почему один сидишь?». Увидев Ерему, мужчина брезгливо скривил губы. «Это еще что? Сколько раз говорено – не тащи в дом всякую дрянь. То птицу подбитую притащит, то щенка драного, то вот это… Хоть санэпидстанцию вызывай». Он схватил Ерему за шкирку и мельком заглянул ему в глаза. По лицу мужчины пробежала судорога. Ему внезапно почудилось, что в этих спокойных, внимательных зеленых глазах, как звезда на дне колодца, плеснуло его прошлое. Рука медленно опустилась и разжалась, возвращая Ереме свободу. «Пушок… Но ведь я давным-давно похоронил тебя там, под кустом сирени. Знаешь, как я тогда плакал… А потом уехал в город, занялся бизнесом, женился. И совсем забыл, что когда-то был маленьким и умел дружить, не требуя ничего взамен…». Ерема улыбнулся. «Я не умер. Просто всегда наступает такое время, когда нужно уходить. Из дома, из чьей-то жизни, из собственного тела… Но, даже уходя, мы все равно остаемся. Помнишь, как бабушка Вера учила тебя слушать деревья? Как, засыпая, ты вслушивался в шепот листьев за окном? Я всегда был и буду с тобой, только вспомни, какой ты – настоящий…» Мужчина медленно перевел взгляд на окно, за которым кружились в танце хрупкие снежинки. Внезапная улыбка озарила его лицо. «Сынок, собирайся. Сейчас заберем маму из салона и поедем». «Куда, папа?». «Как куда? К бабушке с дедушкой, конечно. Ведь скоро Новый год, а мы так давно с ними не виделись». «Ура» – воскликнул малыш и побежал собирать вещи. «Вот видишь, когда ты настоящий, ты можешь творить чудеса» - тихо проговорил Ерема и, медленно теряя очертания, растворился в воздухе.
Когда Ерема вернулся домой, на их тесной кухоньке было жарко и многолюдно. Бабушка Савельевна не могла нарадоваться на внезапных помощников. Дядя Коля починил плиту и довольный чайник, сияя боками, теперь не фыркал кипятком, а тихонько и уютно посвистывал. Петр, уже без темных очков, молча сидел рядом с отцом, ни о чем не спрашивал, а просто держал его за руку, как когда-то. Савельевна поставила патефон, и голос из прошлого чуть хрипловато запел о любви, о добре и дружбе, о том, что всегда рядом и чего всем так не хватает. Звезды, вплетенные в морозный узор на стекле, подмигивали кому-то невидимому. За окном проносились огоньки машин, люди торопились встретить праздничную ночь со своими близкими и друзьями. Файзулла и Эшонкул в соседней комнате наряжали искусственную елку. Бабушке Савельевне всегда было жаль настоящие деревца, особенно когда, после окончания праздников, их сиротливые вереницы обреченно выстраивались у мусорных баков. А искусственная лесная красавица, ни в чем не уступающая своим натуральным сестрам, каждый год радовала Савельевну и Ерему. Приближался Новый год.
Ерема вглядывался в снежную кутерьму за окном, подперев голову мохнатым кулачком, и думал о людях. О том, что они все – хорошие, просто иногда не знают, или забывают об этом. Только нужно научиться слышать… Звезды согласно кивали домовому и смеялись звонкими серебристыми голосами. Снег укутывал город белым пушистым одеялом, и город становился похож на письмо с добрыми искренними словами, отправленное из прошлого в будущее. Так мама сворачивает малышу одеяло конвертиком, перед тем, как спеть колыбельную песню.
В ту новогоднюю ночь жители дома увидели один и тот же сон. Как по искрящейся звездной дороге навстречу к ним идет высокий седобородый старик с удивительно ясными молодыми глазами, а за ним, отряхивая лапки от мягкого глубокого снега, бежит серый кот.
 

 

Поэтика мифа на фоне несостоявшегося апокалипсиса

 

А. Мамаенко вручает свою книгу завотделом абонента библиотеки им. Вараввы Ю. Нардид.

 

Декабрьское заседание Краснодарского краевого клуба любителей фантастики и фэнтези «Клюфф» почти не вспоминал о предсказываемом конце света. Впрочем, в самом начале Юлия Нардид представила выставку фантастических книг на эту познавательную тему. Но в этот раз встреча получилась скорее философской. Члены клуба рассуждали о том, как появилась жизнь на земле, слушали загадочные стихи и, как обычно, разыгрывали призы. А теперь обо всем по порядку.
Прежде всего, был представлен долгожданный сборник, вышедший по итогам нашего конкурса «Славянское фэнтези». Хочется еще раз поздравить всех авторов и отдельно поблагодарить замечательно художника Александра Куликова из Острогожска, безвозмездно создавшего к нему восхитительные иллюстрации.
Затем начинающий писатель Владимир Галкин представил книгу «Игры богов» и стал инициатором спора по поводу возникновения жизни на земле. Сразу скажу, к единому мнению мы не пришли, так что все желающие могут доспорить на следующем заседании в феврале. Андрей Попов, редактор журнала «КиноPeople» рассказал о последних новинках книжной фантастики, а в рубрике «Краснодар фантастический» вспомнил одного из кубанских писателей в свое время получившего прозвище «краснодарский Гарри Поттер». Он же провел уже ставший постоянным конкур на знание кинофантастики. И тут, выяснилось, что бесспорным лидером и знатоком является постоянный член клуба Сергей, вот уже третий раз подряд выигрывающий конкурс. Радует одно – что призов несколько. А Сергей по правилам может участвовать в розыгрыше лишь один раз в течение заседания. Так что следующий приз ушел в народ.
Затем поэт Анна Мамаенко прочитала нам удивительно чистые, легкие стихи, наполненные мифической символикой. Сборник ее стихотворений был торжественно вручен библиотеке им. И. Вараввы. Так что теперь почитать ее произведения может каждый.
Как обычно, удивительно интересным рассказом о кельтской мифологии порадовала Станислава Войцеховская. Ее сообщение было не только увлекательным, но и познавательным. И все члены клуба смогли почерпнуть массу интересных сведений из подготовленных Станиславой слайдов.
В заключение были вручены билеты от кинокомпании Монитор победителям ежемесячного читательского конкурса. Встреча закончилась традиционным просмотром анонсов киноновинок фантастики.
Дорогие друзья! Клуб уходил на зимние каникулы. Потому наша следующая встреча состоится 17 февраля в 14.00 в Краевой юношеской библиотеке им. И.Ф. Вараввы на ул. Офицерская, 43. Мы подведем итоги конкурса «Кино будущего», поговорим о славянской мифологии и загадочных местах Краснодара. Ожидается несколько сюрпризов. Ждем всех, кого интересует фантастика. Приходите, приводите друзей и знакомых. До встречи!

Председатель клуба «Клюфф»,
Маргарита Епатко.

 

 

Книжный мир

ПЕТР ТКАЧЕНКО

Снится мне в столице Раздольная станица

Прочитав книгу стихотворений Юрия Азарова «Крылья мои - Россия» (М. , «Палея», 2002 г. ) и его новый сборник «Кольца жизни», я вспомнил стихотворение выдающегося русского писателя советской эпохи Ярослава Смелякова «Поэты», которому, кстати, в этом году исполняется сто лет, и сорок лет, как его нет с нами. И вспомнилось это стихотворение вовсе не случайно:
Я не о тех золотоглавых
певцах отеческой земли,
что пили всласть из чаши славы
и в антологии вошли.
...В поселках и на полустанках –
они - средь шумной толчеи –
писали на служебных бланках
стихотворения свои.
Над ученической тетрадкой
в желанье славы и добра,
вздыхая горестно и сладко,
они сидели до утра.

Ясно, о ком и о чем писал в этом стихотворении Ярослав Смеляков. И все-таки назвал его «Поэты», без всяких кавычек, вполне серьезно, отдавая честь тому явлению, которое он в этом стихотворении постиг. О, это действительно явление в нашей культуре - неистребимая ничем тяга к стихотворчеству многих людей. Причем, несмотря ни на что, даже на нынешнюю нелитературность времени. А потому можно сказать, что это явление выдержало проверку и испытание даже этой самой нелитературностью нашего времени.
Как правило, это стихи, возникающие по тому или иному случаю или событию - посвящение другу, поздравление с юбилеем товарища и т. д. Казалось бы, ну почему не сказать в тот или иной значимый момент жизни обычной, повседневной речью? Ан нет, появляются стихи. И уже вне зависимости от их поэтических достоинств, этот факт сам по себе требует более пристального и внимательного отношения к себе. Ведь за этой тягой к стихотворчеству различаются уже не только, собственно, дела литературные, но - особенная черта русского человека, несмотря ни на что - ни на трагедии социальной жизни, ни на перипетии своей личной судьбы, держаться возвышенного и прекрасного. В этом стремлении мне даже видится надежда на то, что мы преодолеем все, выпавшие нам невзгоды...
Поэт Юрий Федорович Азаров, как мне представляется, принадлежит именно к этому, драгоценному для нас явлению культуры и жизни. Как справедливо писал о его творчестве известный поэт Валентин Сорокин, - «искренность - вот главное достоинство поэзии Юрия Азарова. Здесь нет и тени рисовки или попытки показать себя незаурядной личностью. Главное для него - выразить те чувства, которые волнуют его именно в эту минуту.. . » Однако Ю. Ф. Азаров не только поэт, но и крупный в недавнем прошлом руководитель, генерал-полковник таможенной службы. А это очень важно для уяснения того культурного явления, о котором я говорю. Ведь офицер в таком высоком звании, сохранивший, говоря строчкой А. Блока, «восторг души первоначальной» - это дорогого стоит. И он ведь действительно является и остается поэтом. Это прорывается вдруг в каких-то исповедальных строках, которым он, как автор, вполне возможно, и сам не знает истинного значения. Так бывает у поэтов, и нередко:
Я молод был и полон сил,
Менялись годы, как ступени.
И ангел мой меня хранил,
Набравшись долгого терпенья.

Такие стихи дано написать только истинному поэту. И пусть таких прозрений в его творчестве не так уж много, но достаточно и того, что есть. И мы уже обязаны относиться к ним внимательно, как к нашему общему достоянию.
Юрий Федорович Азаров - человек, родившийся сразу же после Великой Отечественной войны, можно сказать, - мой ровесник. И мы, люди этого поколения, так или иначе, размышляли о своей судьбе, о такой зыбкости и «случайности» нашего появления на свет. Ведь родители наши могли просто погибнуть на той Великой войне.. . Но то, как это представление чувство выразил Юрий Азаров, является для меня драгоценным, ибо мало кто из поэтов его так выразил:
У нас у всех судьба такая –
Войной не прерванная нить.
Из миллионов пуль любая
Могла нас в детство не пустить...

Не могу не остановиться на его стихотворении «Кольца жизни», которое и дало название книге. Как понятно, речь идет о «кольцах жизни» дерева, которые мы обнаруживаем лишь тогда, когда оно спилено:
На срезе дерева печать прошедших лет:
Удачный год оставил ровный след,
Широкий, как степной большак,
А трудный год отмечен кое-как...

И, конечно же, тут поражает то, что «трудный год отмечен кое-как».. . Но главное состоит все-таки в том, что эти «кольца жизни» мы можем увидеть только тогда, когда дерево спилено. И в этом состоит вся трагедия:
На срезе дерева следы ушедших лет,
А коль есть срез, то дерева ведь нет.

Вот такая в стихотворных строках «философия» жизни. И я не могу сказать о том, что, несмотря на, вроде бы, «недоработаность» стихов, их смысл мне не ясен и не понятен. Кроме того, Ю. Ф. Азаров является для меня земляком-кубанцем. А потому особенно трогательны его стихи, посвященные малой родине. Впрочем, тут я могу быть и предвзят, ибо всякая весточка с малой родины оказывается значимой, вне ее поэтического совершенства. И, тем не менее, такой, поистине песенный настрой не может не трогать:
Снится мне в столице
Раздольная станица,
Золото пшеницы
Яблоневый цвет.

Прочитав стихотворения Юрия Азарова, я открыл для себя интересного поэта. Да, вот таким окольным, «узким» путем входящего в литературу. Но несмотря ни на что, на все испытания, выпавшие нашему поколению, сохранившего непосредственное восприятие мира, светлую душу, мучительно и непросто постигающего наше невнятное время. А это ведь главное, ибо, что может быть еще более значимей, чем сохранение души человеческой на перепутьях времен? И пусть я пробиваюсь к смыслу его поэтических откровений с некоторым усилием, но, тем не менее, они становятся мне понятными и ясными. Ведь без определенных усилий невозможно понять всякого поэта.
Мне, как литератору в погонах, особенно понятна человеческая и поэтическая судьба Юрия Федоровича Азарова. Офицер, генерал, и в то же время поэт - такое сочетание, может быть, только в России возможное. А потому мы и обязаны таким достоянием дорожить.
Петр Ткаченко,
литературный критик, издатель авторского альманаха «Соленая Подкова».
Москва - станица Старонижестеблиевская

Читать стихотворения Юрия Азарова

 

 

АНДРЕЙ БЕЗРУКОВ

Спаять любовью
(О Юрии Павлове и его новой книге)

Юрий Павлов - выпускник Кубанского университета конца семидесятых, сотрудник редакции журнала «Кубань» на пике его всесоюзной популярности конца восьмидесятых, создатель южнорусской литературоведческой школы, организатор Международных Кожиновских конференций на базе Армавирской педагогической академии, доктор филологических наук, защитившийся в Краснодаре, профессор, десять лет заведовавший кафедрой литературы вуза краевого значения. Провинциал, одним словом. И гордится этим: «Для меня столичное образование - пустой звук, московская денационализированная интеллигенция - раковая опухоль России, а слово “провинциал” похвала». С той же провинциальной «непочтительностью» Ю. Павлов «ограничивает» свободу интеллигента, «человека мыслящего», требованиями «морального консерватизма», а «высокую» интеллигентскую правду «побивает» правдой «низовой», народной. Если же портрету критика-провинциала придать местный колорит, получится такая вот картина: с шашкой наголо (или с пикой наперевес) с кубанским кавалерийским задором бросается он искоренять «крамолу».
Не берусь подсчитывать процентный состав крови Ю. Павлова, поскольку знаю, что свою «национальную прописку» он проводит «не по крови, а по душе» (Н. Гоголь) - по линии духовной принадлежности: русский значит православный, православный значит русский. А степень своей национальной идентичности определяет как амбивалентно русскую. В такой самооценке я вижу проявление одной из характерных черт «морального консерватизма» Ю. Павлова - повышенную нравственную требовательность к себе.
В аннотациях к данной и предшествующей («Критика XX–XXI вв.: литературные портреты, статьи, рецензии». - М. : Литературная Россия, 2010) книгам литературоведа и критика особо оговариваются «неожиданность» его взгляда на литературу, «нетрадиционность» его трактовки поэзии, прозы, публицистики ХХ века. Очевидно, что «неожиданный» - русский - взгляд, «нетрадиционная» - «правая» - трактовка большинству читателей покажутся таковыми в силу долгого, губительно долгого господства в нашей науке и нашем образовании гуманистического (антропоцентристского) подхода во всех его «ипостасях» - демократической, марксисткой, либерально-«общечеловеческой» и др. - к осмыслению и освещению литературного процесса.
Давно уже пришло время (и хочется верить, что оно еще не упущено) утверждения именно такого - русского - взгляда, именно такой - «правой», консервативной - трактовки как адекватного ответа на сущностные запросы нашего бытия, как следования верному (не ложному) вектору русской национальной православной духовности, выведенному тысячу лет назад митрополитом Иларионом в «Слове о законе и Благодати».
«Прогресс истинный, - подчеркивал еще А. Хомяков, - есть и истинный консерватизм» («О современных явлениях в области философии»).
Необходимость такого утверждения остро осознавалась не одним поколением носителей русской мысли - от старших славянофилов до М. Лобанова, В. Кожинова, Ю. Селезнева, Ю. Лощица… К ним на рубеже XX–XXI вв. , в самый решающий период борьбы за русскость, активно присоединился Ю. Павлов. Он не боец-одиночка и, конечно же, не витязь на распутье. Укорененный в русской литературной и - шире - народно-православной традиции, он прочно закрепился на вверенном ему рубеже обороны русской крепости, который может и должен стать плацдармом для наступления по всему фронту.
Как историк литературы и литературный критик Ю. Павлов достиг той должной степени «народности познающей мысли» (Ю. Самарин), которая позволила ему, с опорой на национально-православную иерархию ценностей, выделить и применить на практике комплексный критерий оценки творчества как художника слова, так и ученого, критика. Исходя из этого, метод Ю. Павлова я назвал бы духовно-синтетическим.
Защита «русской твердыни» - Православия - всегда начиналась с защиты семьи, дома, малой и большой родины, исторической России, «твердыни народной морали» - тех вековых духовно-нравственных устоев и традиционных семейно-бытовых ценностей, которыми жила и живет, которые сохраняет и утверждает русская литература. В этом ее предназначение, ее красота и величие, в этом ее всемирная значимость.
Для Ю. Павлова Родина, народ, русское художественное слово - понятия традиционно духовные, а народ и писатель являются «двумя участниками жизнетворческого процесса». Поэтому, определяя или уточняя идейно-творческие координаты писателя или критика, он всегда готов «раздвинуть рамки разговора» до русской литературной традиции, разрыв или полемика с которой равнозначны разрыву или полемике с народно-православными идеалами. Русский же писатель реализует себя через «русскую триаду» - Родина - народ - Бог , - где высшая духовность - Православие, высшая ценность - Отечество, высшая правда - народная. В данной системе духовных ценностей писатель и его герой личностно обретают и утверждают себя. Как формулу «во всех отношениях точную и обязательную для любого русского писателя <…> до тех пор, пока существует народ как таковой» Ю. Павлов приводит слова Л. Бородина: «Соотносить личный поиск истины с ее идеальным образом, который несомненно присутствует в народном сознании, который я должен и обязан принять, а не конструировать его из социальной конъюнктуры» («Леонид Бородин: “наказанный” любовью к России»).
Традиционные национально-православные идеалы, по Ю. Павлову, - вот та единственно верная (должная) «точка отсчета, мерило чувств, событий, жизни» для русского писателя, литературоведа, критика - любого русского человека. Тогда даже в самые тяжкие минуты жизни «чувства и мысли, свидетельствующие о наличии высокого духовно-нравственного идеала», «просвечивают, как солнце сквозь тучи» («Сергей Есенин: “Я хочу быть желтым парусом…”»).
Если художественное произведение рассматривать сквозь призму христианских ценностей, русской литературной традиции, тогда, убежден Ю. Павлов, никакие ссылки на художественную условность и образность, никакие эстетические фантазии литературоведов и критиков, их указания на намерения или слова-признания автора не смогут завуалировать действительную мировоззренчески-личностную позицию писателя. Только поступок автора или героя, считает Ю. Павлов, поступок как «подтверждение серьезных и глубоких чувств», может отделить лицо от личины, естество от искусственности. Поэтому полуфактам и видимости аргументации технологии мифотворчества он противопоставляет факт-поступок.
На уровне мысли - чувства - поступка автора и его героев Ю. Павлов фиксирует множество различного рода фактов. И каждый (или почти каждый) из них - из разряда тех, которыми, по словам Ф. Достоевского, «многое объяснить можно».
Приведу один такой факт из статьи «Дмитрий Быков: Чичиков и Коробочка в одном флаконе» («Критика ХХ–XXI веков»).
Сперва констатация автором данного факта из романной действительности («Доктор Живаго» Б. Пастернака): «Юрий Живаго, когда заболел его сын в Москве, всю ночь беседует с друзьями о “высоком”, даже не пытаясь достать ребенку необходимое для лечения молоко».
Теперь комментарии и оценка критика: «Конечно, вспомнят свидетельство-оправдание Б. Пастернака о непрерывной стрельбе на улице. Однако если ты настоящий мужчина, отец, то стрельба тебя не должна останавливать, ну а если ты трус или трусоват, эгоист или эгоистичен и не можешь (или не хочешь) подвергать свою жизнь опасности, то гораздо человечнее, родственнее находиться рядом с ребенком или хотя бы не заниматься в данный момент “плетением словес”, словоблудием».
Что этот факт «объясняет» Ю. Павлову? Первое. Юрий Живаго бездетен при живом ребенке. Бездетен на уровне сознания, бездетен в поступке - бездетен по своей сути. Второе. Утверждения ряда разных авторов о «жертвенности», «христианской составляющей личности» Юрия Живаго надуманны, а сам герой - «классический образчик эгоцентрической личности».
Юрия Павлова прежде всего, даже почти исключительно, волнует «русский вопрос»: проблема русской национальной, духовной и культурной самоидентификации, русской и - шире - православной цивилизации, проблема «русского времени», которое останавливается… почти остановилось. Объективная констатация данного факта переводит традиционную «русскую печаль» Ю. Павлова в нестерпимую «русскую боль», придает его книгам, его творчеству в целом, всей его жизни пафос духовного ратоборства.
Ю. Павлов последовательно проводит линию водораздела между русскими и русскоязычными писателями. Проводит так четко и ясно, что только зашоренный гуманист или страдающий либеральным дальтонизмом не увидит очевидного: деление литературы на русскую и русскоязычную не есть очередная попытка очередного «асфальтового» националиста навести «русский порядок» в мире свободного самоценного художественного слова. Это ответственная аргументированная констатация сложившегося положения вещей.
Отношение к России - вот, по Ю. Павлову, главная линия разъединения, «проходящая сквозь сердца и души». Россия для русских писателей - «абсолютная ценность», любовь к ней - «естество личности, данность, которая сильнее любых обстоятельств и самого человека», самой смерти. Для писателей русскоязычных Россия, как правило, - «олицетворение убожества, отсталости, объект отрицательных эмоций», «тутошная» страна, виноватая даже самим фактом своего «рабского» существования перед любой «самостийной» (вплоть до ублюдочности) «личностью». А как исключение - отстраненно-непонятное, эстетически безликое (а значит - безличностное) природно-антуражное пространство.
Ю. Павлов как бы предлагает русскоязычным авторам, названным и неназванным им: пожалуйста, самореализуйтесь, самоутверждайтесь, самонаслаждайтесь, заголяйтесь и обнажайтесь, наконец! - но не смейте издеваться над Россией и русским народом, не смейте унижать и осквернять его историю и культуру, его традиции, православные ценности его. И не наводите тень на плетень - не присваивайте себе чуждое вам и неподъемное для вас титло русского писателя. Не внемлют! Поэтому перед критиком встает задача (мягко говоря, не из приятных) вывести русскоязычного автора на чистую воду, стереть позолоту русского языка со свиной кожи.
Да, позолота вся сотрется,
Свиная кожа остается!
В условиях стремительного сокращения русского времени ожидание момента, когда позолота сойдет сама по себе и кусок свиной кожи, как в сказке Андерсена, превратится наконец в грязный комок - смерти подобно. Поэтому Ю. Павлов всемерно ускоряет этот процесс.
Так, он жестко фиксирует как проявляющуюся наглядно, так и скрытую, «растворенную» в тексте иудейскую, ветхозаветную правду Д. Рубинной («Дина Рубина: портрет на фоне русскоязычных писателей и Франца Кафки»), чтобы, во-первых, показать, насколько она, эта правда, полярно противоположна правде Нового Завета, правде Христа, а значит - правде русского, православного в своей сути народа. А во-вторых, и как следствие первого, что эта правда утверждается писательницей за счет унижения (а как же иначе!) русского человека, русской государственности, России как таковой. И конечно же за счет прямого унижения русского литературного языка - «узаконивания» в нем неформальной лексики.
А вот говоря о «затянувшейся попытке» О. Мандельштама «мучить себя по чужому подобию» («Заметки на полях мемуаров и статей Станислава Куняева»), Ю. Павлов, на мой взгляд, проявляет несомненное сочувствие-жалость по отношению к поэту, который тщетно пытался примерить на себя одежды русской державности, изначально чуждой как его природной иудейской ментальности, так и приобретенной им на ее основе «общечеловеческой отзывчивости».

Читать полностью статью доктора философских наук А. Безрукова

 

 

 

НАШЕ ИНТЕРВЬЮ

Простота спасет мир

Интервью с призерами IV Международного конкурса поэзии хайку И. Кротовым и Н. Гранкиным

В Москве прошел IV Международный конкурс поэзии хайку (ранее он назывался Всероссийский конкурс хайку), организованный редакцией альманаха «Хайкумена» и отделом японской культуры "Japan Foundation" во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы. Церемония награждения победителей состоялась 10 декабря в рамках фестиваля "Японская осень-2011" в Овальном зале ВГБИЛ им. М.И. Рудомино.

В числе призеров оказались два кубанца - Иван Кротов (г. Гулькевичи) и Николай Гранкин (г. Краснодар).

На днях в Краснодаре прошла встреча с ними. Беседу вел Иван Карасев.

Полностью интервью с кубанскими хайдзинами читайте здесь.

 

 

 

НАМ ПИШУТ ЧИТАТЕЛИ

...Были бы мы сейчас суверенным государством,

были бы свободными

Все пять лет существования газеты «Кубанский Писатель» являюсь ее подписчиком и каждый номер – неповторим, интересен, волнует душу, заставляет о многом задуматься, помогает осмыслить заново, казалось бы, давно запавшее в память по учебникам истории, книгам, фильмам.

В июльском номере этого года таким материалом для меня стала статья Людмилы Бирюк о Бородинском сражении.

Как это важно сейчас, напомнить о столь далеком, почти романтическом для нас, сегодняшних россиян, времени! Писатель-историк делает это тонко, вдумчиво, зримо. И уже не романтика звучит в душе, а боль о погибших тогда людях. Слава им вовеки, так же, как и героям Первой мировой войны, и Великой Отечественной 1941-1945 гг.!

Насколько известно современным ученым-исследователям, при Наполеоне не было ни Хатыни, ни Михизеевой Поляны, но пролились реки русской крови, погибли храбрые и благороднейшие защитники нашей Родины, сгорела Москва. И были бы мы сейчас суверенным государством, были бы свободными, если б не собрали все силы для Победы? Думаю, нет. Писательница Людмила Бирюк с горячей любовью к Родине рассказывает обо всем, проясняя, приближая прошлое.

От всей души благодарю Людмилу Дмитриевну за это!

Новых творческих находок и удач редакции и замечательным авторам «Кубанского писателя!»
С уважением,
Евгения Журавлева,
преподаватель музыки.

 

 

 

 

 

 

 

Гидрометцентр России Гидрометцентр России

Яндекс.Новости

Гостевая книга

 

Анализ сайта online

eXTReMe Tracker

 

 

 

    

Председатель правления КРО СПР Светлана МАКАРОВА
Адрес для писем: 350000, г. Краснодар, ул. Парусная, 20/3.
сот. тел. 8-961-509-30-53
Адрес электронной почты: snmakarova@mail.ru
Администратор сайта Иван Карасев
Свои предложения по улучшению работы сайта можно присылать по адресу sprosia@yandex.ru

Схема проезда:

Проезд троллейбусом №12, маршрутным такси №28, 39

 

 

 

 

© 2010-20013 «СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ КУБАНИ»
Все права на материалы, публикуемые в печатной и электронной версиях изданий, принадлежат Краснодарскому краевому отделению Союза писателей России и охраняются в соответствии с законодательством РФ,
в том числе, Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». При любом использовании материалов и новостей сайта и печатных изданий, гиперссылка (hyperlink) на Sprosia.narod.ru обязательна.

www.rbardalzo.narod.ru
http://arahau.ucoz.ru

 

Hosted by uCoz